Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

И - К

К оглавлению

Келлер

КеллерКЕЛЛЕР Готфрид [Gottfried Keller, 1819—1890] — немецко-швейцарский писатель, один из самых ярких представителей буржуазно-реалистического стиля периода утверждения капитализма в Германии. Сын токаря-республиканца, К. еще в 1839 выступал против поповско-реакционного переворота в Цюрихе. В 1840—1842 учился живописи в Мюнхенской академии художеств. В 1842 вернулся в Цюрих, где жил до 1848. Там он сблизился с немецкими политическими поэтами и писателями-эмигрантами (Л. Фоллен, Гервег, Фрейлиграт, Руге и др.). Принимая активное участие в политической борьбе между республиканско-либеральной буржуазией и иезуитской реакцией, К. выступает в качестве политического поэта. Его боевой лозунг: "Утверждение лит-ых байбаков, что злободневно-политические события не имеют настоящей поэтической ценности — ложь". В 1846 вышел первый сборник его политических стихов: кроме страстного пафоса в этих стихах уже намечается то жизнеутверждающее отношение к действительности, к-рое впоследствии стало основой творчества К. После победы его партии К. ушел от политически-злободневной тематики. Победившее буржуазно-либеральное правительство предоставило поэту стипендию, дав ему так. обр. возможность учиться с 1848—1850 в Гейдельбергском университете, где он слушал Л. Фейербаха и Гетнера. Эти, а также ближайшие проведенные в Берлине годы [1850—1855] являются решающими в эволюции К. от идеалиста и романтика, каким он был в период своего пребывания в Мюнхене, до материалиста и реалиста. Эта эволюция, типичная для части немецкой мелкобуржуазной интеллигенции, приспособившейся после 1848—1849 к победоносно развивавшейся на основе компромисса с реакцией буржуазии, находит свое отражение в значительнейшем романе К. "Der Grüne Heinrich" (Зеленый Генрих — первая ред. 1854—1855, вторая, в корне изменяющая весь роман — 1879—1880). Герой романа — поэт и художник, принадлежит к "проблематическим натурам", столь характерным для предмартовской мелкобуржуазной интеллигенции, не способной к практической жизни. Но наряду с этим Генрих — представитель новой бюргерской идеологии, философского материализма, он решительно отвергает потусторонний мир и проповедует материализм Фейербаха. Во второй редакции, расширив роман (70 глав вместо 38), К. удалил романтически-субъективистические мотивы и превратил пессимистический конец первой редакции в оптимистический.
В 1851 К. издал второй сборник своих стихов, но скоро перешел от лирики и драмы (отрывок "Тереза") к новелле, к основному жанру стиля утверждавшей себя буржуазии (в сущности роман "Зеленый Генрих" также состоит из серии новелл, объединенных личностью главного героя). В 1855 он вернулся на родину в Цюрих, где служил 15 лет в должности городского писаря. В 1856 вышел первый том новелл "Люди из Сельдвилы" (Die Leute von Seldwyla); лучшие из них: "Romeo und Julia auf dem Dorfe", "Die drei gerechten Kammacher" и др.; новеллы эти, как и "Зеленый Генрих", отличаются богатством красок (современник Келлера, драматург О. Людвиг, сравнивает его новеллы с полотнами Тициана и Джорджоне), необыкновенной силой вымысла и реалистического изображения. В позднейших сборниках — "Семь легенд" (Sieben Legenden, 1872), "Цюрихские новеллы" (Züricher Novellen, 1878) — объективно-реалистическое изображение окончательно торжествует над романтическим воображением. К. считается одним из лучших новеллистов в немецкой лит-ре (П. Гейзе называет его "Шекспиром новеллы"). Своего наивысшего мастерства К. достигает в сборнике "Семь легенд", где превращает католически-аскетические мотивы потустороннего мира в земные, материальные, жизнеутверждающие, исходя из той основной для его мировоззрения идеи, что атеизм лучше всего способствует поэзии и искусству и что, в противовес идеализму, отказ от мыслей о потустороннем мире послужит поэзии лишь на пользу. К. до конца своей жизни оставался верным идеалам либеральной просветительской буржуазии и материалистическому мировоззрению. "Наука, — писал К., — должна помогать народу переходить в действие. Когда философы не популяризируют своих открытий, тогда попы и мракобесы берут на себя эту работу и делают ее таким образом, что это служит лишь им самим на пользу".
Последний сборник стихов К. "Эпиграмма" (Das Sinngedicht, 1882) и большой исторический роман "Martin Salander" [1886], трактующий о борьбе двух поколений (отцов и детей), значительно слабее предыдущих его вещей.

 Библиография:  I. На русск. яз.: Ромео и Джульетта в деревне, Повесть, СПБ., 1858; Знамя семи, Повесть из швейцарской жизни, "Русское богатство", 1881, II—III; Gesammelte Werke, 10 Bde, 1 Aufl., 1889—1890, подготовлено самим К.; Nachgelassene Schriften und Dichtungen, 1893; историко-критич. изд., Maync, 6 Bde, 1921—1922, Nussberger, 8 Bde, 1921, J. Frainkel, 10 Bde, 1927; G. Kellers Leben. Seine Briefe und Tagebücher, 3 Bde, hrsg. von J. Bächtold, 1892—1896 (нов. изд. 1915); Briefwechsel mit Theodor Storm, hrsg. von A. Köster, 1904; Briefwechsel mit Paul Heyse, hrsg. von Kahlbeck, 1919; Briefwechsel mit J. Widmann, hrsg. voa Max Widmann, 1922.
II. Аксельрод Ида, Готфрид Келлер, в кн. "Литературно-критические очерки", Минск, 1923; Brahm O., G. Keller, 1863; Köster A., G. Keller, 1899—1917; Baldensperger, G. Keller, sa vie et ses œuvres, 1899; Huch R., G. Keller, 1904; Brunner P., Studien und Beiträge zu G. Kellers Lyrik, 1906; Waldhausen E., Die Technik der Rahmenerzählung bei G. Keller, 1911; Witkop, G. Keller als Lyriker, 1911; Beyel F., Zum Stil des "Grünen Heinrich", 1914: Jaeggi Fr., G. Keller und Jean Paul, 1914; Beckenhaupt K., Die Entstehung des "Grünen Heinrich", 1915; Weinmann-Bischoff A., G. Keller und die Romantik, 1917; Leitzmann A., Die Quellen zu G. Kellers Legenden, 1919; Schaffner P., "Der Grüne Heinrich" als Künstlerroman, 1919; Spitteler K., G. Keller, 1920; Ermatinger E., G. Kellers Leben, Bde I—III, 1922; Enders C., G. Keller, 1921; Settelo P., Symbolische Kunst bei G. Keller, 1921; Gleichen-Russ A., Von G. Kellers Weltanschauung, 1921; Maync, G. Keller, 1923; Köster A., G. Keller, 4 Aufl., 1923; Neis E., Romantik und Realismus in G. Kellers Prosawerken, 1930.
III. Bächtold J., G. Kellers Bibliographie, 1897.
Ф. Шиллер

Другие люди и понятия:

Келлерман

КеллерманКЕЛЛЕРМАН Бернгард [Bernhard Kellermann, 1879—] — немецкий писатель. Р. в Фюрте, сын чиновника. Занимался живописью. Много путешествовал: Италия, Франция, Англия, Америка, Япония, Персия и СССР. В… Полная информация

Келтуяла

КелтуялаКЕЛТУЯЛА Василий Афанасьевич [1867—] — современный литературовед. Родился в Кишеневе, Бессарабской губ., в семье кустаря. Учился в приходской школе, затем в гимназии, к-рую окончил в 1887. Окончил… Полная информация

Кельтские литературы

Кельтские литературыКЕЛЬТСКИЕ ЛИТЕРАТУРЫ — лит-ры кельтских народов (см. "Кельтские языки"). От лит-ры континентальных кельтов до нас ничего не сохранилось ввиду запрета записывать свои произведения,… Полная информация