И - К
Кельтские литературы
КЕЛЬТСКИЕ ЛИТЕРАТУРЫ — лит-ры кельтских народов (см. "Кельтские языки"). От лит-ры континентальных кельтов до нас ничего не сохранилось ввиду запрета записывать свои произведения, лежавшего на друидах и поэтах. Мы располагаем лишь свидетельством древних о том, что у галлов были какие-то космогонические и героические поэмы. Что касается лит-ры островных кельтов, то в XIX в. были сделаны две попытки их синтетической характеристики. Первая из них принадлежит Э. Ренану ("La poésie des races celtiques", в "Essais de morale et de critique", 1859), к-рый считает главными свойствами кельтской поэзии абстрактность, кротость, пассивность, мечтательность. С другой стороны, Matthew Arnold ("The Study of Celtic Literature", 1867) считает таковыми страстность чувств, фантастичность и меланхолию. Обе эти характеристики, содержащие некоторую долю истины (особенно — вторая), весьма односторонни и страдают отсутствием учета социальных условий, а также недостаточным знакомством с материалом. Островные К. л. распадаются на два периода — до реформации (период национальной независимости) и после (период порабощения Англией). В первый период, насквозь феодальный, литература носит ярко аристократический характер, так как профессиональные поэты и рассказчики (см. "Барды"), состоя на службе у королей и князей, выражают преимущественно их династические и националистические интересы. Господствующими жанрами в Ирландии являются эпос и история, в Уэльсе — лирическая поэзия. Основные особенности К. л. по сравнению с континентально-европейскими лит-рами той эпохи — национальная замкнутость (особенно в Ирландии), областной характер, прозаическая форма эпоса полное отсутствие драмы, обилие сатиры схоластическая виртуозность метрики, идущая нередко в ущерб содержанию, крайняя консервативность форм и стиля. Во второй период К. л. все более подвергаются влиянию европейских лит-р (больше всего английской), особенно в XIX в., когда в Ирландии и Уэльсе впервые начинают писать романы, а затем и драмы. Однако все эти произведения носят характер слабых, мало оригинальных подражаний, отмеченных тем же условным традиционализмом. Демократические тенденции можно изредка встретить лишь в устной народной лит-ре (сказки, песни), крайне развитой у кельтов. Бретонская художественная лит-ра обоих периодов крайне скудна, а шотландская является сколком с ирландской (см. подробнее "Бретонская", "Валлийская", "Ирландская" лит-ры). Дважды элементы фантастики и чувстительности в К. л. повлияли на европейские лит-ры: в XII в., дав сюжеты для романов Круглого стола, и в XVIII в. — через посредство "Оссиана" Макферсона [ок. 1762].
Библиография: Arbois de Jubainville, Littératures celtiques, vv. 1—10, 1883—1901; Le Braz A., Théâtre celtique, 1905; Tourneur V., Histoire des études celtiques, 1905; Zimmer H., Die keltischen Literaturen, в томе "Die romanischen Literaturen und Sprachen mit Einschluss des Keltischen", в серии "Die Kultur der Gegenwart" P. Hinneberg’а, Teil I, Abt. XI, I, 1909; Dottin G., Les littératures celtiques, 1924.
А. Смирнов
Другие люди и понятия:
КЕЛЬТСКИЕ ЯЗЫКИ — одна из групп так наз. индо-европейских яз. (см.). Ближе всего К. яз. стоят к италийской группе, разделяя с нею ряд новообразований в морфологии. Что касается большой общности…
КЕМАЛЬ-НАМЫК [1840—1888] — турецкий поэт, беллетрист и революционер. Р. в семье главного астронома дворца турецкого султана. Первые его стихи написаны в духе застывших канонов турецкой поэзии….
КЕМП Гарри [Harry Hibbard Kemp, 1883—] — современный северо-американский писатель. Идеологически примыкает к радикально настроенной мелкобуржуазной интеллигенции. Автор двух автобиографических…