И - К
Кечерли
КЕЧЕРЛИ Феридун-бей [1863—1920] — первый азербайджанский критик-просветитель. Р. в г. Шуше, в семье карабахского помещика. Всю свою жизнь посвятил педагогической работе. К. принадлежит к просветительской интеллигенции, к-рая, происходя из либерально-помещичьей среды, объективно стала выразителем умонастроений тюркской буржуазии. Эта интеллигенция единственную надежду спасения для нации от царизма и глубоко вкоренившихся форм феодального средневековья видела в просвещении, в школе, в тенденциозной моральной лит-ре. Гани Задэ (см.), Молла Насреддин (см.) и другие — в художественной лит-ре, Кечерли — в критике являются представителями этой интеллигенции.
Как первый критик и историк азербайджанской лит-ры К. был идеологом этого просветительского лит-ого движения конца XIX и начала XX в. Лит-ра для него — орудие просвещения и национального прогресса. Он призывал всех писателей и поэтов к осуществлению общенациональной цели. Писатель, по мнению Кечерли, должен быть учителем жизни, просветителем нации. С этой точки зрения Кечерли оценивал все историческое прошлое, объясняя возникновение драматургии или слабость прозы в тюркской литературе.
Критико-литературная концепция К. в целом, являясь просветительски-культурнической, крайне непоследовательна и противоречива. Выступая против средневеково-эротической лит-ры и выдвигая национально-просветительские требования и задачи, К. впадал в противоречие с самим собой, проповедывал религиозность, идею самобытности тюркской лит-ры. К. требовал, чтоб литература была чувством и разумом нации, верной защитницей самобытных обычаев, нравов и религии. Объясняя разницу между устной и письменной лит-рой, К. объявлял первую более совершенной, национальной, чем вторую, т. к. устная лит-ра "сотворена… самой нацией, а письменная — отдельными личностями". Так. обр. К., представляя в конце XIX в. исторически прогрессивную идеологию, носил в себе зародыши реакционного регрессивного мировоззрения, к-рое политически выразилось в его активной вражде к советской власти и компартии в 1920.
В своей литературно-критической работе К. не поднялся до уровня понимания специфики художественного творчества, остался в рамках узкого биографизма, религиозно-националистической и мистической публицистики. Идеалистическая в корне методология К. не учитывала классового характера лит-ры и лит-ого движения. За К. большие заслуги в области собирания материалов по истории азербайджанской литературы и по собиранию народных песен и сказок. Критические произведения К. в настоящее время являются реакционными. Его пропаганда общенациональной, самобытной, религиозно-просветительской литературы не случайно поддерживается антимарксистскими силами в Азербайджане.
Библиография: Литература азербайджанских татар. Тифлис, 1903; Материалы по истории тюркской литературы, 2 тт., Баку, 1925—1926; Балалара Хадзийэ.
Али Назим
Другие люди и понятия:
КИАНТО Ильмари [I. Kiento, 1874] — финский поэт и беллетрист. Сын пастора. Хорошо зная среду духовенства, К. во всех произведениях выступает против официальной церкви, против лицемерного христианства….
КИАЧЕЛИ Лео [1884—] — современный грузинский беллетрист. Вырос в дворянской семье. На лит-ое поприще вступил после 1905, принимая одновременно активное участие в социалистическом движении в…
КИВИ Алексис [Alexis Kivi, 1834—1872] — финский писатель. Сын портного. К. слушал лекции в университете в Гельсингфорсе в течение нескольких семестров, позднее занялся лит-ой работой. В сравнительно…