Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

И - К

К оглавлению

Ирландская литература

Ирландская литератураИРЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — наиболее богатая из кельтских лит-р и самая древняя из новоевропейских. Хотя письменность появилась в Ирландии лишь после ее христианизации [V в.], — несомненно, что уже до этого там существовала довольно развитая устная лит-ра, носителями к-рой были барды (см.), друиды (см.) и филилы. Древнейшие дошедшие до нас стихотворные и прозаические произведения относятся к VII—VIII вв. И. л. можно разделить на три периода: 1. до XII века (до англо-норманского завоевания), 2. с XII по XVI в. (до окончательного подчинения Англии) и 3. с XVI в. до наших дней. Лит-ру первого периода, в силу тенденции ее к архаизму и крайней консервативности форм и сюжетов, приходится рассматривать как нечто цельное, без хронологических подразделений. Она соответствует эпохе натурального хозяйства и отражает постепенный переход от родового (кланового), затем племенного строя к примитивному феодализму, причем многие произведения (особенно эпические), в процессе их роста и позднейшей переработки, содержат в смешанном виде черты всех перечисленных социальных систем. Главными очагами

Ирландское письмо и книжное украшение VIII в. лит-ры были монастыри и княжеские дворы. В монастырях культивировалась религиозная лит-ра (гимны, жития святых, "видения", из к-рых самое замечательное — "Видение Адамиана" IX века — один из прообразов поэмы Данте), а также ученая (хроники, трактаты по медицине, метрике, топографии Ирландии и т. п.). Наряду с этим в монастырских школах изучались латинский яз. и лит-ра, плодом чего явились переложения сказаний о троянской войне, о странствиях Улисса, Энея (по Вергилию), "Aethiopica" Гелиодора и мн. др. В иной обстановке расцвел эпос в виде прозаических саг с вкрапленными в повествование стихами. Возникший из родовых и местных преданий, он рано перешел в руки профессиональных сказителей (Scelid’ов), частью бродячих, частью обосновавшихся при княжеских дворах. Его темы (по преимуществу героические, но с большой примесью любовных мотивов), характеры, обстановка действия, украшенный стиль всецело отражают вкусы и идеалы знати. По своим сюжетам саги распадались на ряд групп: "разрушения (замков)", "битвы", "похищения стад", "плавания", "сватовства", "убийства" и т. п. Различают четыре основных цикла: 1. мифологический, самый древний, обнимающий как легендарные предания из истории заселения Ирландии (напр.
"Lebor Gabàla" — "Книга завоеваний"), так и мифы, в которых боги в итоге процесса рационализации изображены в виде людей; 2. уладский (ульстерский), наиболее любопытный и обширный (более 100 саг), имеющий главными героями короля Конхобара и его племянника Кухулина; 3. цикл Финна или Оссиана, сильно окрашенный фантастикой, сформировавшийся на юге; 4. смешанный цикл, охватывавший помимо "легенд о королях" ряд других романтических сказаний, как напр. поездки героев на "тот свет" или в "страну фей" и т. п. Все это — саги небольшого объема (каждая могла быть рассказана в один вечер), и лишь две-три из них, как например "Похищение быка из Куальнге", являются попытками создать обширную эпопею. В эпоху набегов скандинавских викингов, жестоко разорявших страну [IX и X вв.], сказители в союзе с монашеством, национально настроенным и потому относившимся весьма терпимо к языческим сказаниям, спасая рукописи, собирали их в укрепленных центрах; это дало повод к пересмотру материала и выработке сводных, координированных редакций саг. Тогда они и приняли ту форму, в которой дошли до нас в двух крупнейших рукописях: "Lebor na h-uidre" ("Book of the Dunsow", около 1100) и "Lebor Laigen" ("Book of Leinster", около 1160). Наряду с эпосом, в той же аристократической среде развилась поэзия бардов, по преимуществу политического характера (панегирики и сатиры), но разрабатывавшая также иногда мотивы любви и природы. Метрика ее, весьма сложная и требовавшая долгого изучения, основанная на силлабизме, с применением рифмы и аллитерации, частично восходит к позднелатинской, частично — местного происхождения; стиль — еще более украшен, чем стиль саг, и изобилует сложными и часто туманными метафорами.
Второй период И. л. в связи с массовым истреблением старых рукописей англо-норманскими баронами и попыткой их вовсе искоренить ирландский яз. является эпохой упадка. Лит-ра не исчезает, но принимает эпигонский характер. Старые саги постепенно спускаются в народ. Цикл Финна облекается в более народную форму баллад. По типу саг разрабатываются иноземные (английские и французские) сюжеты: "Войны Карла Великого", "Св. Грааль" и т. п. Барды ютятся при дворах уцелевших ирландских феодалов, и их поэзия все более и более приобретает боевой националистический характер.
В третий период, несмотря на гнет метрополии, наблюдается [именно в XVII веке] временное возрождение ирландской литературы. Происходит частичное сплочение для организации отпора поработителям. Усиленно собираются и пополняются национальные предания, родословные, летописи, легенды. Поэзия бардов, оставшихся верными феодально-националистическим идеям, окончательно принимает областной патриотический характер. В поэзии происходит крупная реформа в смысле ее демократизации: стиль ее весьма упрощается и вместо 300—400 старых размеров в употреблении остаются только 24 с переходом от силлабической системы к тонической (по образцу английской поэзии). Крупнейшим памятником XVII в. является поэма "Распря поэтов" (около 7 000 строк), содержащая спор поэтов — Tadhg Mac Daire и Lughaidh O’Clery — о достоинстве двух соперничающих княжеских родов. С этим совпал расцвет художественной прозы, именно в лице Джорджа Китинга [ум. 1650], "История" к-рого до сих пор считается в Ирландии образцом прозаического стиля. К этому же времени относятся возникновение "Анналов четырех мастеров", исторические труды Мак-Фирбиса и т. п., между тем как саги, разложившиеся в сказку или народную балладу, окончательно демократизируются. Но в XVIII веке расцвет И. л. приходит к концу. Вместе с падением феодализма отмирают старые лит-ые формы и идеалы, а для выработки новых раздробленность классовых интересов, скрещивающихся с национальным антагонизмом, и общее экономическое истощение страны не создают необходимой почвы. Проза увядает, а поэзия превращается в трафаретные стихотворные упражнения. Из числа немногих даровитых поэтов можно назвать лишь "последнего барда" — Turlough O’Carolay (Терлу О’Кэролэу, умер 1738) и автора красивой поэмы "Оссиан в стране юности" Michael Comyn (Майкель Комин, ум. 1760). Такое же оскудение И. л. наблюдается и на протяжении всего XIX в. Лишь в последние три десятилетия, сначала благодаря усилиям Gaelic League (Союз певцов), устраивавшей литературные конкурсы, а в наши дни под влиянием последней политической реформы наблюдаются усилия возродить И. л., но результаты их пока еще трудно учесть.
В результате политического гнета, подавления метрополией ирландской национальной культуры, ирландская интеллигенция национально обезличивалась. Эмигрируя в Англию вследствие тяжелого экономического положения своего края, ирландцы часто ассимилировались с местным населением. В XVIII в. немало английских писателей ирландского происхождения (крупнейшие из них: Гольдсмит, Шеридан и другие). Но если эти писатели принадлежат британской, а не ирландской культуре, то в XIX в., в связи с национальным подъемом, вызванным хозяйственным развитием, появляется ряд национальных ирландских писателей, пишущих на английском яз. Крупнейшие из них: драматург Д. Синг и поэт, драматург, критик В. Б. Йите. В настоящее время выдвинулись: драматург О’Кэйзи и романист Тэлли (в С. Америке).

 Библиография:  Смирнов А. А., Ирландские сари (переводы и комментарии), Л., 1929; Hyde D., A literary History of Ireland, 1903; Hull E., A Text Book of Irish Literature, 2, 1910; The contention of the bards, Ed. by L. Mc Kenna, 2 vv., 1918; Walters L. D., Irish poets of to-day, 1921; Lennox Robinson, Golden Treasury of Irish Verse, 1925; D’Arbois de Jubainville H., Cours de Littérature celtique, vv. I, 1883; II, 1884; V, 1892; Dottin G., La littérature gaélique d’Irlande, "Révue de synthèse historique", v. III; Его же, Les littératures celtiques, 1924; Meyer K. M., Romanische Literaturen und Sprachen в серии "Die Kultur der Gegenwart", Teil I, Abt. XII, 1909; Thurneysen R., Die irische Helden- und Königssage bis zum XVII Jahrhundert, Teil I und II, Halle, 1921.
А. Смирнов

Источники вдохновения: Актуальная информация деревянные окна в Казани на нашем сайте.


Другие люди и понятия:

Ирландский язык

Ирландский языкИРЛАНДСКИЙ ЯЗЫК — наиболее развитой и хорошо сохранившийся из кельтских яз. (см.); наряду с шотландским и мэнкским принадлежит к гойдельской (или гаэльской) группе их. Сильнейшее влияние на И…. Полная информация

Ирония

ИронияИРОНИЯ [греческое eironeia — притворство] — явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде, чтобы путем доведения до абсурда самой возможности положительной оценки… Полная информация

Иррациональные стопы

Иррациональные стопыИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ СТОПЫ — стопы античной метрики, отступающие от своей нормальной длительности. В античной метрике, основанной на чередовании долгих и кратких слогов, стопы, на которые… Полная информация