Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

И - К

К оглавлению

Иссакян

ИссакянИССАКЯН Аветик [1875—] — армянский поэт. Р. в Александрополе (ныне Ленинакан). Первоначальное образование получил в приходской школе, а затем в Георг. академии. Некоторое время работает в рядах партии "Дашнакцутюн" в качестве пропагандиста. После революции 1905 И., преследуемый царским правительством, эмигрировал за границу, откуда вернулся лишь несколько лет тому назад. Проживает ныне в Советской Армении.
Первая книга стихов И. "Раны и песни" вышла в 1898 в Александрополе, другой сборник — в 1903 в Баку. И. — лирик-романтик, свои образы и краски он нередко черпает из народной поэзии. Выходец из феодально-патриархальной среды, Иссакян писал в период обостренной борьбы феодальных традиций с новыми буржуазными веяниями. Бешеная конкуренция и черствый эгоизм у людей слагающейся новой общественной среды, противоречия и язвы капиталистического общества вызывают в поэте недоумение, переходящее в возмущение и протест. Но в своем протесте И. чувствует себя одиноким, заброшенным, "с раздавленным сердцем, в дорожной пыли". Мещанское восприятие мира мешало ему видеть рост самосознания пролетариата, он остался чужд классовой борьбе. Социальное неравенство с точки зрения поэта — не результат наличия классового общества, а какое-то фатальное зло, возводимое им в вечную истину.
Чувством одиночества и беспомощности порожден безысходный пессимизм И.; разочаровавшись во всем и гонимый "роком", он весь уходит в себя, в мир грез и бесплодных мечтаний. Этот уход символически выражен в превосходной по форме поэме "Абул Ала Маари" в виде каравана, удаляющегося из Багдада в далекую, безлюдную пустыню. "Абул Ала Маари" является синтезом его исканий и дум, обобщением всего пережитого. Здесь он отвергает все: друзей, женщину, любовь, богатство, славу, родных, семью, народ, закон, справедливость, отчизну, право. И. не только восстает против утверждающегося нового буржуазного порядка, идущего на смену феодального строя, но и против всякого общественного строя вообще. И. — выразитель мироощущения той части разоренной мелкой буржуазии, к-рая, очутившись между двумя борющимися классами и не примыкая ни к одной из сторон, не видит выхода. Не чужды его творчеству и национальные мотивы; ряд стихов И. посвящен национальному движению армян; характерно его стихотворение "Наша судьба", синтезирующее национально-шовинистические настроения поэта.
В 1927 "Заккнига" выпустила новую книгу И. "Лилит" — восточные видения, стихотворения в прозе. В "Лилит" мастерство поэта доведено до совершенства; что касается содержания, то оно ничего нового не добавляет к той жизненной философии, которая сложилась у поэта до появления упомянутой книги.
В настоящее время И. работает над большим романом "Уста Каро" (Мастер Каро), отдельные отрывки из к-рого опубликованы в периодической печати. Роман охватывает годы империалистической войны, период власти дашнаков, гражданской войны и советский строй.

 Библиография:  I. На армянском яз.: Песни и раны, Александрополь, 1898; Стихотворения, Сб., Баку, 1903; Песни и раны, Сб., Баку, 1909; Абул Ала Маари, Поэма, Константинополь, 1910; Сасма Мпер, Эпос, Берлин, 1922; Лилит, восточные видения, стихи в прозе, Тифлис, 1927. Переводы на русский язык из И.: "Современные армянские поэты", под ред. Уманца, М., 1906; "Армянская муза", под ред. Ю. Веселовского, М., 1907; "Цветы Араза", М., 1907 (с предисловием Макинциана, П.); "Сборник армянской литературы", под ред. М. Горького, П., 1916, стр. 195—201; "Поэзия Армении", Сборник под ред. В. Брюсова, М., 1916, стр. 365—386.
II. Макинцян П., Предисловие к книге "Цветы Араза", М., 1907; Гнуни Ив., Мотивы армянской поэзии, Саратов, 1915, стр. 65—70; Брюсов В. Введение к сборнику "Поэзия Армении", М., 1916, стр. 79—80; Макинцян П., Очерк армянской лит-ры, к "Сборнику армянской литературы" под ред. М. Горького, П., 1916, стр. C—CI. На армянском языке: Рубени Алекс., журн. "Мурч", Тифлис, 1904; Манвелян Л., История литературы русских армян, вып. IV, Тифлис, 1911, стр. 115—129; Папазян В., История армянской литературы, Тифлис, 1911; Макинцян П., статья в альманахе "Гарун", М., 1912, стр. 316—369; Сурхатян, Армянская литература, Эривань, 1926, стр. 129—132; Дабагян Н., статьи в журн. "Гракан даркерум", №№ 3—4, Эривань, 1927, стр. 37—39.
Е. Мартиросьян

Источники вдохновения: https://phoenix-vet.ru комплексная вакцинация домашних животных.


Другие люди и понятия:

Историография литературная

Историография литературнаяИСТОРИОГРАФИЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ (определение и объем). Термин "историография" обычно употребляется в двояком значении: 1. как вся совокупность исследований и опубликованных источников по… Полная информация

Источниковедение

ИсточниковедениеИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ — одна из частных дисциплин литературоведения, изучающая литературное произведение со стороны его источников. В пределах литературной науки, занятой изучением творчества… Полная информация

Истрати

ИстратиИСТРАТИ Панаит [Panaït Gherassime Istrati, 1884—] — французский писатель. И. — румын по национальности, вышел из социальных низов (сын прачки), провел первые пятнадцать лет своей жизни на берегах Дуная (в… Полная информация