И - К
Каверин
КАВЕРИН Вениамин Александрович [1902—] — современный беллетрист и литературовед. Получил образование в Институте восточных яз. и в Ленинградском университете. Был членом лит-ой группы "Серапионовы братья" (см.). Первый рассказ К. вышел в 1920. К. — представитель молодого поколения буржуазной интеллигенции, в юности пережившего гибель своего класса и крушение всего привычного уклада. Отсюда — стремление уйти от чуждой и гнетущей советской действительности, ощущение своей никчемности и беспочвенности, прикрываемое поверхностной иронией и формалистическим штукарством. Первые произведения К. — фантастические рассказы, явно написанные "под Гофмана", переполненные мистикой и нелепостями, отличающиеся смешением ужаса перед действительностью с нигилистической клоунадой. Этому вполне отвечают формальные особенности первых произведений К.: клочковатая композиция и смещение плоскостей, соединение напряженного лиризма с нарочитым обнажением приема и т. д. Это же отталкивание от советской действительности выражено в талантливой повести "Конец хазы" [1925]: квазиреалистическая история воровского притона и его геройской гибели противопоставляется советским будням совершенно так же, как в рассказах 1921—1922 реальный мир противопоставлялся фантазии. Повесть "Девять десятых судьбы" [1925], рисующая Октябрьскую революцию в Ленинграде, не оказалась, вопреки некоторым предположениям, сдвигом в сторону сближения с пролетарской революцией, и дальнейшие произведения — "Кутумские часовщики", "Ревизор" — продолжали линию ирреализма и формалистических ухищрений. Последний роман К. "Скандалист" [1928] — свидетельство осознания автором коренной порочности своего общественного и лит-ого пути. Это — беспощадный и меткий памфлет на среду буржуазных литературоведов и художников. Роман вскрывает никчемность не только последышей старой академической науки, но и вождей формализма. Формалист Виктор Некрылов признается: "Товарищи, больше нельзя отшучиваться. Мы хотели обшутить современность, а правыми оказались те, которые не шутили". Значение романа К. как документа, разоблачающего банкротство формалистов и вообще внутренних эмигрантов в лит-ре, велико, но это — значение чисто негативное. К. осознал банкротство своей группы, но выхода в живую советскую жизнь все еще не видит. Он рвет с теми, кто отшучивался, но попрежнему далек от тех, к-рые не шутили и не шутят. Историко-литературное исследование К. "Барон Брамбеус" богато фактическим материалом, но научного значения не имеет, ибо неоформалистская методология "лит-ого быта" бессильна обнаружить закономерность лит-ого развития (см. "Метод формальный").
Библиография: I. Мастера и подмастерья, изд. "Круг", М., 1923; Рассказы, изд. "Круг", М., 1925; Конец хазы, изд. "Жизнь искусства", Л., 1926; Девять десятых судьбы, Гиз, М. — Л., 1926 (изд. 3-е, 1929); Ночь на 26-е октября, изд. "Прибой", Л., 1926; Большая игра, изд. "Огонек", М., 1926; Воробьиная ночь, изд. "Круг", М., 1927; Бубновая масть, изд. "Книжные новинки", Л., 1927; Скандалист, или вечера на Васильевском острове, изд. "Прибой", Л., 1928; Барон Брамбеус, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., 1929. Для детей и юношества: Осада дворца, М. — Л., 1926; Впереди всех, Гиз, М. — Л., 1926 (обе книги — по нескольку изданий).
II. Переверзев В. Ф., На фронтах текущей беллетристики, "Печать и революция", 1923, IV; Лелевич Г., По журнальным окопам, "Молодая гвардия", 1924, VII—VIII; Браун Я., Десять странников в "осязаемое ничто", "Сибирские огни", 1924, I; Горбачев Г., Современная русская литература, Л., 1928; Селивановский А., Островитяне искусства, сборник "В литературных боях", Л., 1930.
III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927). т. I, Гиз, М. — Л., 1928.
Г. Л.
Другие люди и понятия:
КАВЬЯ [Kāvya] — термин древнеиндийской поэтики, означает художественное произведение, отвечающее канонам поэтики и стилистики. В более узком значении К. (точнее махакавья — "большая…
КАГАН Абрам [Awrom Kagan] — современный еврейский советский писатель. В 1923 дебютировал небольшим сборником стихотворений "Karbn" (Борозды). В свое время ценность их выражалась в том, что поэт сумел…
КАГАНА М. [Mozes Kagana, 1896—] — венгерский пролетарский писатель и публицист, выступил в печати в 1917 — в активистско-экспрессионистском журнале "Ma" (Сегодня) как анархо-синдикалист. Последующая…