Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

К - К

К оглавлению

Кретьен де Труа

Кретьен де ТруаКРЕТЬЕН де ТРУА (правильнее Крестьен из Тройе, соответственно старофранцузскому произношению имени Crestiens de Troye середины XII в.) — величайший мастер куртуазного романа северо-французского средневековья. О жизни К. де Т. ничего неизвестно: сюжетика и стиль его романов свидетельствуют о полученном автором хорошем образовании — обычно удел клериков, — а намеки и посвящения указывают на тесную связь Кретьена де Труа с дворами графини Марии Шампанской [с 1164], по указаниям к-рой составлен роман о Ланселоте, и графа Филиппа Фландрского [1169—1188], для к-рого написан роман о Персевале, незаконченный из-за смерти автора.
Из произведений К. де Т. до нас дошли куртуазные романы: "Эрек" (Егес), разрабатывающий тему забвения рыцарской доблести ради любви; "Клиджес" (Cligés) — своеобразная переработка сюжета Тристана и Изольды в духе куртуазной тематики; "Рыцарь в тележке" (Le Chevalier de la charrette), утверждающий в лит-ре сюжет любви Ланселота (см.) к королеве Джиневре; "Ивайн, или рыцарь со львом" (Ivain), снова разрабатывающий конфликт любви и рыцарской доблести; "Сказание о Граале, или Персеваль" (Perseval), соединяющее историю простеца Персеваля (см. "Парсифаль") с мистическими мотивами христианских апокрифов. Спорной остается принадлежность К. де Т. рифмованного "Жития Гвилельма Английского" и др.
Министериал незнатного происхождения, зачинатель куртуазного стиля в северо-французской лит-ре, К. де Т. в своей сюжетике и в особенности в своей концепции и изображении любви стоит еще на стыке двух эпох.
Его сюжетика обнаруживает явное отталкивание от религиозной поэзии и героического национального эпоса, — К. де Т. первый вводит в куртуазную лит-ру matière de Bretagne (романы "Erec", "Ivain", "Lancelot", "Perceval" разыгрываются на фоне двора короля Артура), усваивая в то же время античную (недошедшие до нас пересказы Овидия) и византийскую (Cligés) романтическую тематику: но вместе с тем он открыто полемизирует с "греховным и постыдным" сюжетом Тристана и Изольды, с его прославлением неограниченной мощи владыки-любви (Cligés). И уже бесспорно выступление (хотя и в куртуазной оболочке) чуждых рациональной ясности куртуазного мировоззрения христиански-мистических мотивов в "Perceval’е", соединенных со столь же некуртуазным восхвалением "простеца", к-рому открывается тайное для мудрых мира сего.
Так же — если не более четко — двойственность К. де Т. выступает в его отношении к женщине. Ранние романы дают образы, близкие к героиням Chansons de geste: Энид, жена Эрека, подвергается суровым испытаниям за нарушение приличествующего супруге смирения ("Erec"). Напротив, в своих песнях К. де Т. развивает одно из основных положений новой концепции любви — учение о куртуазном служении замужней даме как наиболее совершенной и достойной форме страсти.
Если в своей сюжетике и, в частности, в своей концепции любви К. де Т. колеблется между старым феодально-церковным и новым светски-куртуазным мировоззрением, то в других отношениях в его творчестве ясно выступают те черты, к-рые позволяют сближать куртуазное мировоззрение с мировоззрением Ренессанса — рационализм и углубленное внимание к переживаниям личности. Творчество К. де Т. стремится удовлетворить тому идеалу ясности и разумной гармонии, к-рый выдвигается поэтикой куртуазного стиля: К. де Т. равно ясен и в композиции своих романов (драматизм их преимущественно пятичленной структуры), и в гибком двустишии из восьмисложников, и в мастерском строении периода, и в столь типических для рассудочного стиля украшениях — аллегориях и игре слов. Вместе с тем длинные рассуждения о переживаниях действующих лиц, их монологи и размышления, перебивающие авантюрную фабулу лирико-дидактическим материалом, свидетельствуют о перенесении внимания на психологические проблемы; и Г. Парис справедливо называет романы К. де Т. "проблемными романами" (romans à thèse).

 Библиография:  I. Christian von Troye’s sämtliche erhaltene Werke, hrsg. v. W. Foerster, "Romanische Bibliothek", 1884—1899, № 1, 5, 12, 20, 21; Ivain, hrsg. v. W. Foerster, 2 Aufl., mit einem Nachtrag v. A. Hilka, 1927.
II. Holland W. L., Chr. v. Troye, 1881; Emecke H., Chr. v. Troye als Persönlichkeit und als Dichter, Würzburg, 1892; Mertens P., Die kulturhistorischen Momente in den Romanen des Kr. de Troye, Berlin, 1900; Schulz O., Die Darstellung psychologischer Vorgänge in den Romanen Kr. v. Troye, Halle, 1903; Hilka A., Die direkte Rede als stilistisches Kunstmittel in den Romanen des Kr. v. Troye, Halle, 1903; Borrman O., Putz R., Christians "Ivain" und Hartmanns "Iwain" nach ihrem Gedankengehalt, 1927.
III. Potvin Ch., Bibliographie de Chrestien de Troyes, 1863. См. "Ланселот", "Парсифаль", "Куртуазная лит-ра", "Роман".
R. S.

Другие люди и понятия:

Крецер

КрецерКРЕЦЕР Макс [Max Kretzer, 1864—] — немецкий писатель-натуралист, представитель мелкого мещанства эпохи промышленного подъема 80-х и 90-х гг., вышел из семьи ремесленника, долгое время был маляром в… Полная информация

Крилле

КриллеКРИЛЛЕ Отто [Otto Krille 1878—] — немецкий соц.-дем. рабочий поэт и писатель. Р. в Саксонии в семье печника. Посещал военную школу, но потом стал рабочим на фабрике. С 1905 — редактор соц.-дем…. Полная информация

Криницкий

КриницкийКРИНИЦКИЙ Марк [1874—] — беллетрист (псевдоним Михаила Владимировича Самыгина). Служил преподавателем словесности в Рязанской гимназии. Один из типичных беллетристов "легкого жанра",… Полная информация