К - К
Крученых
КРУЧЕНЫХ Алексей Елисеевич [1886—] — поэт и теоретик русского кубо-футуризма (см. "Футуризм"). Р. в крестьянской семье, окончил Одесское художественное училище.
Вместе с Хлебниковым К. — создатель заумного яз. (см. "Заумь"), практике и теории к-рого им посвящен ряд работ. Основным положением К. является утверждение, что "мысль и речь не успевают за переживанием вдохновенного; поэтому художник волен выражаться не только общим языком (понятие), но и личным (творец индивидуален) яз., не имеющим определенного значения (не застывшим), заумным". В этом стремлении к "наибольшей выразительности, к-рой отличается яз. строительной современности", К. на первый план выдвигал близость к звуковому строю русского яз., в связи с чем отрицал предшествовавшую поэзию, в к-рой повторялись созвучия "пе-пе-пе-пи-пи-пи, се-се-се" и т. д., доказывал, что в "Евгении Онегине" только и слышно гнусавое "ени-ани" да пронизывающее уши "с-с-с", и утверждал, что счет из прачечной ("2 крахмальные рубахи, 3 наволочки" и т. д.) по своему стилю выше пушкинского, т. к. "на восьми строчках счета мы видим такие резкие и звучные буквы русичей: ы, щ, крн, ф, ю, ж…" Отыскивая доказательства для оправдания "зауми", К. создает особую "науку" — "сдвигологию", находит на стыках слов новые словообразования (напр. "Узрю ли русской Терпсихоры": "узрюли" — глазница и т. п.), вносящие новые смыслы и доказывающие необходимость внимания к звучанию речи, исследует у ряда авторов употребление ими тех или иных звукообразований, иноязычных слов и т. п., к-рые К. считает проявлением "зауми" и доказательством ее "победы". В своей творческой деятельности К. не идет дальше работы в этой же заумной области, создавая или "словоновеллы" (неологизмы) по линии хлебниковского "корнесловия" (напр. "зудеса", "зудок", "зудило", "зудесник", "зудийца", "зудрец" и т. д.), или такие стихотворения, как напр. "Разрез завода":
"Земля … зл … зк … чи … бронзы Завьюзг — завиток … зарр — Стружки — ж — ж — з — з — з! — Завод в ходу" … представляющие те или иные звуковые построения.
Творчество и научная работа К. характерны как доведение до абсурда положений футуризма и являются выражением внутренней опустошенности той богемной части деградировавшей мелкобуржуазной городской интеллигенции, к-рая в значительной степени питала дореволюционный футуризм (см.). Глубокая упадочность психики, потеря социальных связей, выпадение из производственного процесса и вытекавшая отсюда социальная изолированность создавали почву для такого творчества и для таких взглядов на него, когда не только выхолащивалось все содержание, вся образная сущность лит-ры и оставлялась лишь звуковая, лишенная всякого смысла сторона ее, но даже и яз. терял свое коммуникативное значение и превращался в оторванное от общества индивидуалистическое построение. Тем самым и деятельность К. имеет не субъективное, а объективное значение как показатель степени лит-ой деградации этой группы; и даже некоторое здоровое ядро в его работах, в смысле наблюдений над теми или иными звуковыми особенностями лит-ого яз., основанных на остром звуковом чутье, бесследно пропадает для читателя благодаря пренебрежению Крученых к научной лингвистике и загромождению всякими "заумными" домыслами.
Библиография: I. Апокалипсис в русской лит-ре, "МАФ", М., 1923; Фактура слова, "МАФ", М., 1923; Сдвигология русского стиха, "МАФ", М., 1923; Новое в писательской технике (переизд. "Заумный язык"), ВСП, М., 1927; 15 лет русского футуризма, изд. ВСП, М., 1928. Стихи: Голодняк, М., 1922; Зудесник, М., 1922; Четыре фонетические романа, М., 1927.
II. Шапирштейн-Лерс Я., Общественный смысл русского литературного футуризма, М., 1922; Чуковский К., Футуристы, П., 1922; Горлов Н., Футуризм и революция, М., 1924; Малахов С., Заумники, "На литературном посту", 1926, VII—VIII; Его же, Русский футуризм после революции, "Молодая гвардия", 1926, X.
III. Подробную библиографию многочисленных работ Крученых см. в его работе "Новое в писательской технике", и Владиславлева И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928.
Л. Т.
Другие люди и понятия:
КРУШЕЛЬНИЦКИЙ Антон — современный украинский (галицийский) писатель; принадлежит к старшему поколению украинской интеллигенции [конца XIX в.]; галицийский общественный деятель, публицист и…
КРЫЛОВ Виктор Александрович (псевдоним Виктор Александров) [1838—1906] — драматург. Начал свою литературную деятельность в "СПБ. ведомостях" в 60-х — 70-х годах прошлого столетия как…
КРЫЛОВ Иван Андреевич [1768—1844] — русский писатель. Р. в Москве в семье армейского офицера. Ранние годы К. протекали в убогой домашней обстановке, в богатых домах "покровителей", где он…