Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

К - К

К оглавлению

‘Кузница’

'Кузница'"КУЗНИЦА" — Всесоюзное о-во пролетарских писателей (ВОПП "К."). Вначале это была небольшая группа пролетарских писателей, к-рые в 1920, выйдя из московского Пролеткульта, образовали при открывшемся в том же году Литотделе (ЛИТО) Наркомпроса подотдел пролетарской лит-ры и стали выпускать журнал "Кузница". Название журнала перешло потом и на новый кружок. Первоначальное ядро "К." составили московские пролеткультовцы: В. Александровский, С. Обрадович, Василий Казин, Николай Полетаев, Семен Родов, Мих. Волков, Мих. Герасимов, Гр. Санников и др., бывшие в 1919 главными сотрудниками журнала Пролеткульта "Гудки". К ним примкнули Владимир Кириллов (из петроградского Пролеткульта), Н. Ляшко, Иван Филиппченко и др. Молодой кружок вскоре становится в центре развития пролетарской лит-ры. В мае 1920 "К." собирает на первое совещание пролетписателей до 150 участников, а осенью того же года по ее инициативе созывается уже Всероссийский съезд, на к-ром было положено начало Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (ВАПП). "К." привлекает в свой состав новых членов, выдвигает целый ряд талантливых художников слова. Творчество поэтов "К." (прозаики в этот период 1920—1922 оставались на втором плане) было ярким выражением пролетарского поэтического стиля военного коммунизма, с его пафосом крушения старого мира, с его повышенным чувством интернационализма и коллективизма, с его культом труда и индустрии, с его революционной романтикой, символичностью и абстрактностью.
Однако уже тогда в "К.", являвшейся подлинным сгустком лучших сил пролетарской поэзии, намечался отрыв от повседневной политической практики пролетариата и его партии (достаточно сравнить поэзию "кузнецов" с поэзией Демьяна Бедного того же времени, чтобы убедиться в этом), тенденция, связанная с непреодоленным до конца влиянием А. Богданова (см.). Эта тенденция углубила и обострила трудности, возникшие в связи с переходом от гражданской войны к восстановительному периоду и необходимостью коренной творческой перестройки. "К." не сумела остаться в авангарде пролетарского лит-ого движения на новом этапе. Ее крупнейшие поэты — Кириллов и Герасимов — "не приняли" нэпа и вышли из партии. В их творчестве, а равно и в поэзии Санникова, Обрадовича, нэп освещается как гибель революции. Абстрактно-символистические позиции превращаются в тормоз дальнейшего движения пролетлитературы. Одновременно "К." отрывается от низового рабочего лит-ого движения, выдвигая кастовую идею включения в пролетписательские организации только вполне созревших и выявивших себя мастеров слова. Это приводит к расколу "К." и к созданию новой группы пролетписателей "Октябрь" (см.), возглавившей пролетарское лит-ое движение на новом этапе и осуществившей переход от своеобразного революционного "символизма" к реалистическому показу действительности в эпоху строительства социализма.
В ответ на опубликование платформы "Октября", ставшей творческим знаменем пролетарской лит-ры восстановительного периода, "К." выступила с пространной декларацией ("Правда", 1923, № 186). В редакционной статье № 1 "Кузницы" за 1920 "К." ставила себе скромные цели пока чисто учебного характера. Декларация 1921 ("Кузница", № 7) стоит в сущности еще на прежней позиции, лишь конкретнее определяя задачи и содержание поэтической "учобы". В декларации 1923 "К." провозглашает переход от учобы к наступлению по всему фронту искусства, назвав свою платформу "красным флагом". Вместо школы ученичества "К." называет себя "ударным отрядом на передовых позициях идеологического и художественного фронта" в борьбе за "дело укрепления диктатуры и осуществления рабоче-крестьянской демократии на путях к коммунистическому о-ву". От критического преодоления, изучения и усвоения "К." переходит к отрицанию и ниспровержению буржуазного искусства в лице символизма, футуризма и имажинизма и вместо него декларирует пролетарское искусство большого монументального стиля. Эта декларация была равнодействующей инерции абстрактно-символического этапа и уступок требованиям нового этапа и как половинчатый документ была сметена живым лит-ым развитием. Творческое отставание и организационные ошибки "К." в 1923—1924 нашли себе дополнение в литературно-политических ошибках: нередкое блокирование с А. Воронским против ВАПП (см. участие "Кузницы" в специальной конференции совместно с "Перевалом" осенью 1924 года, конференции, ставившей целью создание антиВАППовского блока на основе отрицания массового характера пролетписательских организаций).
Чрезвычайно медленно совершалась творческая перестройка "кузнецов" в соответствии с задачами строительного периода революции. Только в 1925—1926 появляются произведения писателей "К.", знаменующие изживание творческого кризиса "К." и приближение к общим творческим позициям пролетарского лит-ого движения. В осуществлении этой перестройки решающую роль сыграло прозаическое крыло "К.", отодвинутое на задний план в 1920—1924 и сейчас занявшее ведущее положение в "К.": Ф. Гладков, Н. Ляшко, В. Бахметьев и др. Эта перестройка, хотя и запоздалая, привела и к организационному оживлению "К". "К." издает "Рабочий журнал" [с 1924], затем "Журнал для всех" [с 1927], "Пролетарский авангард" [с 1929]. В нее входят новые силы: Г. Никифоров, Ф. Березовский и др.; вокруг нее группируются кружки рабочего молодняка: "Твори", "Рабочая весна", "Вагранка", "Коллектив имени Неверова" и др. Примыкают к ней национальные группы, открываются кружки в провинции. От обычных занятий в форме чтений "К." переходит на работу по секциям: критической, прозаической, поэтической, кино-драматической. "К." открывает литературно-художественные мастерские, кружок очеркистов и т. д. На московском совещании примыкающих к "К." пролетарских писателей в мае 1928 было решено все существующие группы "К." объединить во Всесоюзное о-во по принципу индивидуального членства и с правом добровольного объединения членов в кружки и группы. Устав О-ва был утвержден в январе 1929. К этому же времени была разработана новая декларация, утвержденная на I Всесоюзном совещании О-ва в апреле 1930, отражающая взгляды "К." на пролетарское искусство и его роль в эпоху индустриализации и социалистической реконструкции СССР. Стилем пролетарского искусства провозглашается реализм как "реализм пролетарской борьбы", как "энергия пролетариата в битвах за свое самоутверждение, за социалистическое переустройство о-ва, за коммунистический мир". Совещание в обширной резолюции намечает меры к развитию "К." в массовую организацию широких рабочих писательских сил, объявляет мобилизацию всех членов О-ва, учитывая обострение классовой борьбы в стране и необходимость большевистской непримиримости в деле обороны пролетарского искусства от влияния враждебных ему идеологий правого оппортунизма и "левых" загибов, выражает свое отношение к попутчикам и крестьянским поэтам, устанавливает свое понимание творческих путей пролетарской лит-ры и высказывается за консолидацию всех пролетарских литературных организаций. В мае 1928 — на Всесоюзном съезде пролетарских писателей — "Кузница" вошла в состав образованного этим съездом Всесоюзного объединения ассоциаций пролетарских писателей (ВОАПП) на правах самостоятельного члена, наряду с республиканскими ассоциациями.
Однако массовой организацией "К." стать все же не удалось. Это объясняется рядом причин. С одной стороны, творчество "кузнецов" крайне пестро: в "К." объединились писатели с различными художественными методами и даже различной классовой природой: художники школы "психологизма" — Бахметьев и отчасти Никифоров, — романтик и публицист Гладков, очеркист-бытописатель Жига, мелкобуржуазный романтик Низовой, ряд крестьянских писателей, Волков и др. Это не позволяет говорить об едином творческом облике "К.". Долгая борьба "К." с ВАППом и РАППом приводила в ряды "К." писателей, тяготеющих к "К." исключительно по признаку несогласия с литературно-политической или организационной линией РАППа, творчески же совершенно несхожих между собой. Часть "кузнецов", хотя и обладала рабочими корнями, долго изживала меньшевистские предрассудки (Бибик, Ляшко) Наконец традиция кастового взгляда на пролетписательскую организацию как на группу только зрелых художников на практике тормозила превращение в массовую организацию. Все это мешало и осуществлению курса на консолидацию и вхождению "К." в РАПП. Новый этап пролетарского лит-ого движения обнаружил ошибочность прежних установок "К.". В октябре-ноябре 1930 произошел раскол. Обе части, на к-рые распалась "К.", подали заявление о вступлении в РАПП, куда и были приняты после предварительной чистки. Группы "Кузницы" в настоящее время существуют на правах творческих группировок при местных АПП.

 Библиография:  I. "Кузница", 1920—1921; "Рабочий журнал", 1923—1925; "Журнал для всех", 1928—1929; "Пролетарский авангард", 1930; сб. "Твори", "Земля и фабрика", "Рабочая весна", Антология "К." вышла в издании ФОСП в 1930.
II. Декларация писателей и поэтов группы "Кузница", "Кузница", 1921, VII; Якубовский Г. В., Практика и теория в творчестве "Кузницы" как проблема материалистического искусства, "Красная новь", 1923, VI; Ингулов С., На ущербе, "На посту", 1923, I; Его же, О живом человеке, "На посту", 1923, IV; Воронский А. К., О группе писателей "Кузница", в кн. его "Искусство и жизнь", М., 1924; Троцкий Л. Д., Литература и революция, ч. 1, гл. VI, изд. 2-е, Гиз, М., 1924; Лелевич Г., Творческие пути пролетарской литературы, М., 1925, стр. 27—34; Наказ делегату "Кузницы", входящему в комиссию по вопросам пролетарской литературы в Политбюро ЦК РКП(б), "Рабочий журнал", 1925, III; Родов С., Организация пролетарской литературы, изд. ВАПП, 1925; Горбачев Г., Два года литературной эволюции, Гиз., Л., 1926, стр. 64—79, 89—101; Якубовский Г., Литературные портреты писателей "Кузницы", Гиз., М., 1926; Родов С., В литературных боях, "Жизнь и знание", 1926; Коган П., Пролетарская литература, Иваново-Вознесенск, 1926; Задонский М., Вопросы объединения, "Журнал для всех", 1929, II; "Кузница", Всесоюзное общество пролетарских писателей, изд. ВОПП, "К.", М., 1929 (Материалы о целях и организации о-ва); Полонский В. П., Очерки литературного движения революционной эпохи, изд. 2-е, Гиз., М., 1929, стр. 51—55; Литературные манифесты: От символизма к Октябрю, Сборник материалов, подготовили к печати: Н. Л. Бродский и др., изд. 2-е, М., 1929; Серебрянский М., Романтика медиумов (О декларации "Кузницы"), "На литературном посту", 1929, XXIII (Декларацию см. в "Лит-ой газете", 18/XI 1929, № 31); Чернявский Е., За реконструкцию пролетлитературы (О разногласиях "Кузницы" и РАППа), "Журнал для всех", 1929, XI; Якубовский Г. В., Писатели "Кузницы", М., 1929, Саянов В., Современные литературные группировки, изд. 2-е, Л., 1930, стр. 109—111; Жига И., За пересмотр и перестройку, "Литературная газета", 24/X 1930, № 49. См. также ст. об отдельных писателях "Кузницы".
Е. и Л.

Другие люди и понятия:

Кукольник

КукольникКУКОЛЬНИК Нестор Васильевич [1809—1868] — русский драматург и беллетрист. Учился в нежинском лицее, был учителем русского яз. и словесности, служил в министерстве финансов и в военном… Полная информация

Кукукчин

КукукчинКУКУКЧИН Мартин [Kukučin, 1860—1929] — псевдоним словацкого писателя Матвея Бенцура. Происходит из обедневшей земанской (помещичьей) семьи. Начав свою лит-ую деятельность с середины 90-х гг. в эпоху… Полная информация

Кулаев

КулаевКУЛАЕВ Созырыко — один из крупных современных прозаиков Осетии, член ВКП(б), секретарь ЮгосАППа, автор перевода на осетинский яз. "Молодой гвардии", один из первых зиуовцев (зиуовцы —… Полная информация