Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

К - К

К оглавлению

Клингер

КлингерКЛИНГЕР Фридрих Максимилиан [Friedrich Klinger, 1752—1831] — немецкий писатель. Р. во Франкфурте на Майне в семье канонира. Мать К., рано овдовев, зарабатывала средства к жизни стиркой и мелочной торговлей. До 1730 он ведет бурную, полную лишений жизнь. Сближается с группой писателей-штюрмеров (см. "Sturm und Drang"), становится одним из крупнейших деятелей эпохи "бури и натиска". В 1755 пишет под сильным впечатлением "Гёца фон Берлих нгена" Гёте трагедию "Otto", из рыцарской жизни — и "Das leidende Weib" (Страдающая женщина), несколько приближающуюся к социальным драмам Ленца (см.). В 1776 К. создает свои наиболее знаменитые произведения — трагедию "Zwillinge" (Близнецы), разрабатывающую характерный для периода "бурных стремлений" мотив братоубийства, драму "Sturm und Drang" (Буря и натиск), давшую название современному К. периоду немецкой лит-ры, пьесы: "Die neue Arria", "Simson Grisaldo" и "Stilpo und seine Söhne" (Стильпо и его сыновья). В названных произведениях, за к-рые К. был прозван врагами "взбесившимся Шекспиром", он в качестве представителя передовых групп революционизирующегося мелкого бюргерства выступает как сокрушитель лит-ых традиций, как враг "старого порядка" в общественной и политической жизни. "Стильпо" — памфлет против самодержавия и апофеоз борьбы за свободу, в "Otto" сильна антиклерикальная тенденция, перерастающая в романе "Der goldene Hahn" (Золотой петух, 1785) в сатиру на христианство. Однако К. сознает бессилие своего протеста. Германия еще не созрела для буржуазной революции. Трагедия К. в том, что его протест против "старого порядка", разбиваясь об инертность широких слоев немецкого бюргерства, перерождается в слепой бунт против "порядка" вообще, хотя бы выраженного в законах природы. Так, весь мир со всеми своими установлениями и обычаями начинает ему рисоваться великой тюрьмой, из к-рой есть только один выход — смерть. Даже самый сильный человек лишь "червь с душой великана" ("Отто"); восставший на установленный судьбой порядок неминуемо обречен на падение и гибель (там же), но человек не властен даже над самим собой, чувство долга, веления рассудка разлетаются в прах, когда всевластная природа зажигает в его душе пожар неугасимой страсти. Любовь ведет человека к гибели, низвергает его в пучину древнего хаоса ("Страдающая женщина", "Новая Аррия" и др.). Жизнь — это карточный домик, падающий от легкого дуновения ("Буря и натиск"). Однако в драме "Simson Grisaldo" пока еще в полуиронической форме намечаются основы новой житейской мудрости. Мелкобуржуазный интеллигент, К., продолжая ненавидеть современный ему соц.-полит. строй, проповедует капитуляцию перед ним. Эта точка зрения развита в ряде романов ["Fausts Leben" (Жизнь Фауста, 1791), "Die Geschichte Giafars" (История Джафара, 1792), "Die Geschichte Raphaels de Aquilas" (История Рафаэля де Аквила, 1793) и др.], написанных в России, куда он приезжает в 1780 и где остается жить до смерти, достигая высоких чинов и почестей (при содействии Павла I он становится шефом пажеского корпуса, куратором Дерптского университета, возводится в чин генерал-лейтенанта). Фауст — герой одноименного романа — стремится внести в мир справедливость, однако все его благородные поступки лишь порождают еще большее зло. Ничтожный "червь" не может брать на себя обязанности судьи и мстителя за зло, "нарушая ход огромного и точно функционирующего механизма", он не способен принести пользу страдающим и угнетенным. Впрочем подобная "мудрость" не свидетельствует об окончательном примирении К. с действительностью. Его последние романы, исполненные горечью, переходящей нередко в мизантропию, с чрезвычайной яркостью продолжают рисовать мрачные стороны современного К. строя (напр. в "Фаусте" сцена самоубийства крестьянина, гибнущего от эксплоатации господ).

 Библиография:  I. "Жизнь, деяния и гибель Фауста", перев. А. Лютера, М., 1913; Werke, 12 Bde, 1809—1815; Ausgewahlte Werke, 12 Bde, 1841; Dramatische Jugendwerke, Hrsg. von Berent und Wolff, 3 Bde, 1912—1913.
II Erdmann O., Über F. M. Klingers dramatische Dichtung n, 1877; Schmidt E., Lenz und Klinger, 1878; Rieger M., Kling in der Sturm und Drangperiode, 2 Bde, 1880—1896; Prosch F., Klingers Romane, 1882; Pfeiffer G. J., Kling rs Faust, 1890; Jacobowski L., Klinger und Shakespeare, 1891; Philipp E., Beiträge zur Kenntnis von Klingers Sprache und Stil, 1909; Hedike F., Die Technik der dramatischen Handlung in Klingers Jugenddramen, 1911; Kurz W., Klingers "Sturm und Drang", 1913; Sturm E., F. M. Klingers philosophisch Dramen, 1916; Möller J., Fr. M. Klingers kulturphilosophische und politische Anschauungen, 1921; Bollag J., F. M. Klingers Kulturprogramm in seiner Abhängigkeit von Rousseau, 1922; Palitzsch O. A., Erlebnisg halt und Formproblem in Klingers Jugenddramen, 1925.
Б. П.

Другие люди и понятия:

Клодель

КлодельКЛОДЕЛЬ Поль [Paul-Louis-Charles-Marie Claudel, 1868—] — французский поэт-драматург, эссеист. Сын мелкого провинциального чиновника. С 1893 — на дипломатической службе. В настоящее время — французский посол в… Полная информация

Клоос

КлоосКЛООС Виллем [Kloos, 1859—] — известный современный голландский лирик и критик, один из основателей и редакторов "De Nieuwe Gids" (Новый вождь), органа мелкобуржуазной радикальной интеллигенции… Полная информация

Клопшток

КлопштокКЛОПШТОК Фридрих Готлиб [Friedrich Gottlieb Klopstock, 1724—1803] — поэт, который начинает период высшего расцвета немецкой лит-ры XVIII в. К. — выдающийся лирик, создатель иррационалистического течения в… Полная информация