Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google
May
03

“Я так хочу”. Интервью с С. Вакарчуком (из архива)

Опубликовал: Тадж-Махал

Я так хочу! К выходу альбома Dolce Vita10 марта 2010 г. украинские рокеры “Океан Ельзи” презентуют альбом Dolce Vita. Накануне выхода пластинки фронтмен группы Святослав Вакарчук рассказал Фокусу о седьмой студийной работе, своём отношении к выборам и умных людях. “Святослав”, - улыбаясь представляется музыкант, вбегая в офис на улице Шелковичной и протягивая руку. Держится Вакарчук, несмотря на статус рок-звезды, очень просто и деликатно. Атмосферу в небольшой светлой комнате, которую сотрудники двусмысленно именуют “залом славы”, создают многочисленные музыкальные награды на полках, платиновые и золотые диски. На стене в коридоре красуются раритетные афиши трёх любимых групп “Океана Ельзи” - Rolling Stones, The Beatles и Red Hot Chilly Peppers. В такой непринуждённой обстановке мы и начинаем беседу с одним из самых популярных украинских артистов.

- Какова концепция нового альбома - с точки зрения идеи и с точки зрения музыки?

- Всегда сложно говорить о новом альбоме, когда его никто не слышал. С другой стороны, когда альбом уже вышел, о нём никто не спрашивает. Это замкнутый круг.

- Давайте, я вам помогу. Например, у Питера Гэбриела вышел альбом, он вообще отказался от использования классических рок-инструментов, записав только симфонические.

- Я понял. Этот альбом, в отличие от моего сольного альбома “Вночi”, не является экспериментальным. У нас не было мысли удивить кого-то, мы не хотели так поступать, потому что мы соскучились по рок-музыке, по рок-н-роллу. И хотели наоборот - сделать что-то, что было бы созвучно с тем, с чего мы когда-то начинали в 2000-х. Мы пригласили для работы над альбомом продюсера Евгения Ступку, который продюссировал пластинку “Янанеб?був”, и который стал в какой-то мере со-создателем звука “Океана Эльзы”, и с чем нас ассоциировали. И если говорить о концепции, то у нас - полная противоположность Питеру Гэбриелу: только мы, 5 человек, только рок-инструменты, никаких приглашённых музыкантов, за исключением одного человека, играющего на пиле. Ну, это был музыкальный прикол. Мы всё делали сами - мы записали хлопанье по пианино, стук компакт-диска, писали нетипичные вокальные вставки. Это такой продукт органический получился.

- Под влиянием каких событий велась работа над Dolce Vita, какое у альбома настроение?

- Позавчера утром я после тяжёлых мучений наконец закончил трек-лист альбома. Было очень сложно расставлять эти песни - или они хорошо расставляются в музыкальном порядке или в смысловом. Но так, чтобы и то и другое - не получается. И вот когда я расставлял песни, я понял, что пытаться излишне концептуализировать альбом не стоит. Как в том анекдоте - иногда сон это просто сон. А иногда 13 песен - это просто 13 песен. Кстати, цифра 13 очень долгое время была моей не любимой, но с какого-то времени она перестала быть таковой.

Есть на этом альбоме знаковые для вас песни?

Я бы условно разделил песни на две категории. Одни - это песни, написанные, под влиянием моих личных переживаний, вторые - под влиянием моих наблюдений за тем, что происходит вокруг нас. Например, песня “Я так хочу” - это песня о чувствах, написанная за 5 минут. Такие песни нечасто пишутся - когда-то я так написал “Без бою”, “Холодно”, “Сьюзи”. Другая песня Dolce Vita - одна из любимых песен, которые я вообще в своей жизни написал, потому что я считаю, что мне наконец начало нравится не только то, как звучит песня, её смысл, а ещё и то, как я её выразил, какими словами. Это такая гротескная песня, которая описывает деморализованное состояние общества, которое не знает, куда ему дальше двигаться. Я последнее время живу с этим ощущением, понимаю, что меня и людей подобных мне загоняют в какой-то кокон. Тебе дают выбор - или смотреть плохой телевизор, слушать плохое радио, читать плохие газеты, смотреть плохие новости, слушать несостоятельных политиков, видеть на улице истерику. И ты или пытаешься в этом всём жить или убегаешь куда-то. Ты смотришь другие фильмы, читаешь другие книги - пытаешься вообще не существовать в этом культурном пространстве. Я отчаянно пытаюсь с этим бороться, потому что я знаю людей, которые давно с этим смирились и живут другой жизнью - кроме паспортов, их ничего с этой страной не связывает. Они живут в своих собственных мирах. Я бы не сказал, что это плохо, но всё-таки это какой-то махровый эгоизм. Я борюсь по-своему - пишу песни, что-то говорю по телевизору, публично, но всё меньше и меньше, потому что нету пространства, чтобы сказать что-то. Я не буду сдаваться без боя. Но есть это ощущение, что людей, которые внутри себя - это чуть больше, чем просто исполнитель воли, у которых есть собственная воля - им дают очень невесёлый выбор: или мучиться в этом всём или убегать и закрываться. И вот песня Dolce Vita об этом. Такой, наверное, и весь альбом. Есть одна песня. Первый куплет посвящён нашему шоу-бизнесу, второй - политике нашей. Я не буду никогда заниматься памфлетизмом, потому что не считаю себя человеком, который должен в своих песнях за что-то бороться. Но это идёт само - ты не можешь об этом не писать! Я не сторонник того, чтобы музыкант нарочито показывал свою социальную позицию в музыке, но есть вещи, которые ты не можешь не сказать. Ну, что делать, если тебе пишется именно так - прятать в стол? Конечно, таких песен меньше - большинство о личном. Слушать социальные песни большинству людей стыдно, потому что они видят себя в этом. Я это знаю.

- А как вы ведёте себя в группе во время работы? Тираните коллег или прислушиваетесь к их мнению?

- Да что ж вы все придумали себе такое! (смеётся) Ну конечно, нет, не тираню! Это же группа. Во-первых, ты не имеешь морального права, а во-вторых, у тебя не возникает такого желания - что-то диктовать. Конечно, мы спорим, но это не собрание акционерного общества, где кто-то может сказать “Значит так, у меня 51% акций, поэтому я послушал, конечно, но всё будет так, как я сказал!”.

- А вы самокритичны? Какие недостатки у нового альбома?

- Очень самокритичен! Две-три песни с нового альбома получились, как мне кажется, не так хорошо, как хотелось бы. Но тем не менее, они достаточно хороши, чтобы там быть. Мы выкинули штук пять в процессе - они не прошли наш отбор. Кроме того, я не везде собой доволен. Как правило, я собой в принципе не доволен. Есть несколько вещей, которыми я доволен, а есть много таких, которые я мог бы сделать лучше. Это касается и пения и слов.

- Почему ваш тур начинается с России?

- Я вот всё думаю - в этом вопросе политика или простое любопытство?

- Иногда вопрос - это просто вопрос.

- Ну да, да. (смеётся). Дело в том, что в Украине большинство площадок, где мы будем играть - это большие площадки, в России таких меньше. В России все площадки - закрытые. И поэтому концерты можно спокойно делать в марте, апреле.

- Вы имеете в виду погоду?

- Да, погоду. Я себе слабо представляю, как играть на стадионе в марте. Это главная, если не единственная причина, почему так. Всё остальное не имеет никакого значения.

- Есть ли какие-то нераскрученные украинские группы, которые вам нравятся?

- Мне понравилась “Димна сумiш”, нравится группа бывшего солиста 5Nizza - SunSay.

- Вы следите за тем, что происходит в нашем шоу-бизнесе?

- Я уже как-то говорил это. Наш шоу-бизнес - это болото. Проблем очень много. Самая главная - у нас не разборчив музыкальный рынок. Люди слушают то, что им дают на радиостанциях и телеканалах, а телеканалы и радиостанции отбирают музыку, руководствуясь принципом “То, что слушают люди, то мы и дадим”. Получается замкнутый круг. И никто не хочет подвинуться. Люди не ищут, то есть, процентов 5 ищут музыку в интернете. А те, кто должен не только развлекать, но и просвещать, вообще не хотят этим заниматься. Конечно, это же теряешь деньги, рейтинги. Все хотят нравится. Есть ещё одно звено - те, кто хочет попасть в шоу-бизнес. Ими движет, я в этом уверен, желание славы, тщеславия. Эти люди лишены дара музыки, таланта, они не умирают на сцене, они не понимают, что происходит вообще! Зато они понимаю, что если будут соответствовать вкусам массы, то их примут и они получат славу, деньги и прочее. И это 90 процентов нашего шоу-бизнеса. Вы наверное, заметили, что более-менее интересная украинская музыка - она вся стоит отдельно. Никто не хочет лезть в это болото. Группа “Океан Эльзы” практически ни в каких классических проектах нашего шоу-бизнеса участие не принимала. Мы тоже вынуждены играть по правилам, но мы это делаем только для того, чтобы промоутировать альбомы. Мне вот “нравится”, когда людей спрашивают - “Вам нравится?”, а они отвечают - “Ну-у, у неё хороший голос”. Что это за отношение к музыке?! У тебя или идут мурашки по коже или нет! Когда я включаю наш телевизор или радио, у меня очень редко такое бывает.

Нам не нужен ещё один Depeche Mode или Radiohead. Нужно что-то самобытное. Этого не хватает! У нас появились неплохие студии, хорошего качества видео. Научились форме, а содержания всё равно нет. Ты видишь, как люди придумывают строчки в песни для рифмы. Аранжировки - не дай бог, чтобы она была слишком тяжёлая, ну как же, это же не возьмут на телевидение или радио. А надо же ещё найти деньги, чтобы заплатить за ротацию. Это же порочный круг. Когда в стране платят деньги за эфиры - не музыкантам, а музыканты, что вы хотите от этого шоу-бизнеса? Настоящий рынок - это когда берётся только лучшее, и ему ещё и преференция даётся! У нас - всё с ног на голову. Мы никогда не были частью этого, не являемся и не будем.

- И за ротации не платите?

- Никогда! И никогда не будем этого делать.

- Говоря о новых технологиях в музыке, будете ли вы переходить на цифровой формат, выкладывать альбомы в интернете, как делают это музыканты на Западе?

- Да, будем. “Океан Эльзы” будет очень digital в этом году, просто супер- digital. Диски, конечно, тоже будут выходить - никто их пока не отменял. Такие люди, как я, например, - я люблю слушать диски в машине. Основной упор в продажах и в обмене музыкой с нашими поклонниками будет сделан через цифровой формат, через интернет, через телефон - через цифру.

- Как вам результаты выборов?

- Для меня эти выборы - промежуточные, если хотите прямой ответ. Я считаю, что их результат для фундаментального развития страны ничего не решает. Все хотят имена, явки, пароли, отношение. Дело не в именах, не в том, кто выиграл президентские выборы, а кто проиграл. Дело в том, что общество, мы с вами - я надеюсь, не мы с вами вдвоём, а вообще, - не даём запроса на настоящие изменения. (переходит почти на крик) Нет у нас 70% населения, которое вдруг хочет перемен - нам надоело вот это, мы хотим того! В лучшем случае, это абстрактное желание лучшей жизни, но при этом без понимания, что лучшая жизнь - это не президент, которого ты избрал, а это чистый мусорник возле твоего дома, где ты убираешь, потому что тебе небезразлично! Почему мы выбирали из этих двоих людей? Кто к этому привёл? Разве не мы с вами? Почему умные люди сидят на кухне, читают анекдоты о кандидатах в президенты? Имея хорошее образование, умея что-то делать, а сами говорят - да зачем нам это надо? Разве эти люди, так называемая элита, этим своим безразличием и декадентством не расплачиваются?

- Многие считают, что выбирать было не из кого.

- Я понимаю! Но почему они об этом задумались за два месяца до выборов, а не за пять лет, не сразу после предыдущих? Почему сейчас никто не задумывается, кто будет через пять лет президентом? Вы мне задаёте вопрос, на который нет ответа. Как вам результаты выборов? Да никак! Никак! Единственное, за что я опасаюсь - это резкий пересмотр гуманитарной политики. Я хочу, чтобы мы были независимой страной. Во всех смыслах. В понимании общих ценностей. Я ещё не видел ни одного политика первого эшелона, который дал бы людям ценности, сделал нас сплочённой семьёй. А это моя мечта. Я очень переживаю за то, что происходит в стране, я собираюсь дальше делать всё, чтобы эта страна становилась лучше и делаю это каждый день.

Ирина Навольнева

http://focus.ua/
март 2010 г.

Это также интересно:

  1. Новый украинский Джим Моррисон. Интервью со Святославом Вакарчуком
  2. Один день со Святославом Вакарчуком
  3. Правда жизни
  4. Святослав Вакарчук в гостях у Тутты Ларсен и Константина Михайлова (из архива)

    

1 Комментарий(я,ев)

1

Какой же всё таки умный мужчина, молодец.
Який же все таки розумний чоловік, молодець.

Оставить комментарий