Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

A - A

Понятия классической и современной музыки


A#

A♯ = aïs, т. е. a, повышенн. на полутон; в цифрованном басе (собственно ) означает трезвучие на а с повышенной терцией, т. е. аккорд A-dur, и наконец также… Подробнее


A

A — название первого тона вашей основной гаммы (AB[H]CDEFG), срв. Основная гамма и Буквенное тонописание. Итальянцы, французы и испанцы называют этот тон la или… Подробнее


Accentus

Accentus, как часть католического ритуального пения есть противоположность Concentus. Под именем Concentus старейшие указания понимают по отношению к… Подробнее


Acciaccatura

Acciaccatura (итал., произн. аччьяка-, — "совместный удар"), устаревшее украшение в органной и фортепианной игре, состоявшее в том, что одновременно с одним… Подробнее


Adagio

Adagio (ит., пр. ададжьо) одно из старейших обозначений темпа, встречающееся уже в начале 17 века. Слово "adagio" означает по итальянски: удобно, покойно, но с… Подробнее


Allabreve

Allabreve (также alla capella), — такт в 4⁄4 или вернее в 2⁄2, в котором счет ведется не четвертями, а половинными нотами; А. обозначается знаком . В так… Подробнее


Allegro

Allegro (итал., сокращенно Allo), одно из старейших обозначений темпа; слово это значит по итальянски "весело", "оживленно", но с течением времени… Подробнее


Andante

Andante (ит.), одно из старейших обозначений темпа, по итальянски значит "идя шагом" (т.е. в умеренном движении, довольно медленно); впрочем, надо… Подробнее


Anthem

Anthem (англ.), антем, характерная музыкальная форма, существующая в Англии: она несколько соответствует церковной кантате, уклоняясь от последней в… Подробнее


Armee- und Präsentirmärsche

Armee- und Präsentirmärsche, altpreussische, "Старинные Прусские армейские марши и встречи", из музыкального архива Королевской домашней библиотеки в Берлине,… Подробнее


Arpeggio

Arpeggio (ит.; пр. "арпеджио") или arpeggiato, значит буквально "так, как на арфе". Указание это обозначает, что тоны аккорда следует взять не одновременно,… Подробнее


Attacca

Attacca (ит. "наступай, нападай") 1) указание, особенно часто встречающееся при перемене темпа или в конце отдельной части, за которой следует… Подробнее


Aubade

Aubade (произн. обад, франц., от провансальского alba — теперь aube, — "утренняя заря"), утренняя песня, которая у трубадуров и минезиннгеров заключала в… Подробнее


Auto

Auto (испан. "акт") называется в Испании всякое публичное или судебное действие (напр. Auto da Fé, что значит actus fidei — "суд веры"), в особенности же… Подробнее


B

B; буква эта, собственно говоря, обозначала второй тон нашей основной гаммы (см.); по недоразумению она была заменена Н, а сама сделалась знаком альтерации… Подробнее


Balletto

Balletto (ит.), то же, что балет (см.); однако в 17—18 в. этим названием обозначались также камерные сонаты, составленные из танцев различного характера (сюиты из… Подробнее


Banda

Banda (ит., франц. Bande, англ. Band), банда. Музыкальной бандой назывался прежде, отнюдь не в презрительном смысле, хор музыки, преимущественно духовой; так напр…. Подробнее


Battuta

Battuta (ит., от battere — бить) — тактовый удар; а batt. ("в такт") — указание для аккомпанирующей партии (противоположность colla parte, означающему, что… Подробнее


Bärte

Bärte (нем., то же что и Flügel), букв. бородки; так называются небольшие выступы, сделанные у органных лабиальных труб либо с обеих сторон отверстия… Подробнее


Bergkreyen

Bergkreyen (Bergreihen) — песни светского происхождения, даже плясовые (как видно уже из названия), к мелодиям которых в эпоху Реформации присочинялись, однако,… Подробнее


Brevis

Brevis (). В мензуральной музыке так называлась нотная длительность (третья вслед за maxima и longa), которая равнялась половине или трети longa (последнее зависело… Подробнее


C

C, название третьего тона нашей основной гаммы (см.). C — один из тех тонов, которые со времени изобретения нотных линеек (10-й век) употреблялись в кач…. Подробнее


Canarie

Canarie (франц., пр. канари), быстрый танец в 3⁄8-, 6⁄8- или 3⁄4-м тактовом размере, в музыкальном отношении трудно отличимый от жиги (срв. Riemann, Katechismus der… Подробнее


Canticum

Canticum (лат.) — хвалебная песнь. Три так назыв. "евангельские", т.е. новозаветные хвалебные песни (cantica majora) католической церкви состоят из: C. Mariae (при… Подробнее


Cantus

Cantus (лат.; итал. canto, франц. chant), пение, мелодия, отсюда голос, которому преимущественно поручается мелодия, — сопрано (в 16-м веке названием этим постепенно… Подробнее


Capriccio

Capriccio (итал., произн. —причьо; франц. Caprice, произн. —прис, "каприз"), по Преториусу (1618) — синоним Fantasia для фугообразных инструментальных пьес; в… Подробнее


Carillon

Carillon (фр., пр. "карильон"), игра на колоколах (трезвон); в старину пользовалась особыми симпатиями. Самый крупный вид с. помещается обыкновенно на… Подробнее


Cauda

Cauda (лат., "хвост"), по терминологии мензуральных писателей так назывался нисходящий вертикальный штрих при нотных головках maxima , longa = , а также в… Подробнее


Cembal d'amour

Cembal d’amour (франц.), изобретенный Г. Зильберманом вид клавицимбала со струнами двойной длины, которые по середине были разделены подставкой, так что обе… Подробнее


Chiavette

Chiavette (Chiavi trasportate, произн. кьяв-; "перенесенные ключи"); так называется особый способ применения ключей, бывший в употреблении в 16-м веке. Заключался… Подробнее


Chute

Chute (франц., произн. шют, "падение"), устарелое украшение (см.), превратившееся впоследствии в медленный форшлаг (задержание), обозначаемый… Подробнее


Clarino

Clarino, 1) итал. название трубы (см.); прежде служило также в Германии для обозначения высокой трубы-соло, которая отличалась от более низкой (Prinzipaltrompete)… Подробнее


Clavis

Clavis (лат. "ключ", множ. claves) — так назывались сперва клавиши органа, которые действительно исполняют функцию, подобную ключу в том отношении, что… Подробнее


Color

Color (лат. "краска"), 1) то же, что украшение какой-либо мелодии (в таком смысле термин этот применялся уже Маркеттом Падуанским [1274]; современный… Подробнее


Concerts du conservatoire

Concerts du conservatoire (франц.), "консерваторские концерты", известное концертное учреждение в Париже, основано в 1828 под управлением Габенека; преемники его… Подробнее


Concerts spirituels

Concerts spirituels (франц., "духовные концерты") — так назывались в 18-м веке в Париже концерты в дни церковных праздников, когда театры были закрыты…. Подробнее


“Consort lessons”

"Consort lessons" (англ., означает "упражнения в ансамбле"), заглавие одного из самых старинных сборников многоголосных инструментальных пьес… Подробнее


Contano

Contano (итал., сокращенно cont., — "считают", т.е. паузируют), сокращенное указание в партитурах, в начале или в середине пьесы, обозначающее, что те… Подробнее


Copyright

Copyright (англ., произн. копирайт) право издания. По английским и американским законам право это должно быть засвидетельствовано занесением в особые… Подробнее


Crescendo

Crescendo (итал., произн. креш-, "возрастая"), увеличивая силу звука. Относительно правильного применения с. для музык. выразительности, срв…. Подробнее


Crotchet

Crotchet (произн. крочет), английское название четвертной ноты (). Противоречие английского названия с французским (croche — восьмая, ) объясняется весьма… Подробнее


Crystal-palace concerts

Crystal-palace concerts (концерты в Хрустальном дворце) в Лондоне существуют с 22 сент. 1855 под управлением Августа Маннса и принадлежат к числу наиболее крупных… Подробнее


D

D, буквенное название четвертого тона нашей основной гаммы (см.) ; d двухчертной октавы принадлежало с 13-го века к числу Claves signatae, т.е. употреблялось в… Подробнее


Denkmäler der Tonkunst in Oesterreich

Denkmäler der Tonkunst in Oesterreich (Памятники музык. искусства в Австрии), издание выходящее с 1894 под ред. Г. Адлера на средства австр. правительства. Всего вышло до… Подробнее


Denkmäler deutscher Tonkunst

Denkmäler deutscher Tonkunst (Памятники немец. музык. искусства), издание, выходящее с 1892 под ред. музык.-исторической комиссии (во главе ее Р. Ф. Лилиенкрон) с… Подробнее


Diaphonia

Diaphonia, 1) греч. термин для обозначения диссонанса, противополагается Symphonia (консонансу). 2) В начале средних веков (9—12 век) под d. подразумевали… Подробнее


Diminutio

Diminutio (лат.), уменьшение: 1) так называется в каноне, фуге и вообще при имитации проведение темы нотами более короткой длительности в комбинации с… Подробнее


Discantus

Discantus (лат.), 1) тоже, что дискант, сопрано, Cantus (фр. Dessus). 2) С 12-го века общее название для различных видов начатков многоголосного стиля. Можно… Подробнее


Distinctio

Distinctio (лат.), 1) в григорианском пении — соответствующее интерпункции (см. Диастолика) расчленение пения, выделяемое обыкновенно посредством более… Подробнее


Divertimento

Divertimento (итал.), Divertissement (фран.), дивертисмент ("развлечение"), 1) старинное название танцев, вставленных в оперу (особенно во Франции). 2)… Подробнее


Divisi

Divisi (ит., сокращено div., "разделенные"), термин этот употребляется в оркестровых партитурах, в партиях струн инструментов и обозначает, что… Подробнее


Doppio

Doppio (ит.), двойной; d. movimento — вдвое более скорый темп; d. valore (d. note), "вдвое большая длительность нот", т.е. вдвое более медленный темп; в соединении с… Подробнее


Doubles

Doubles (фр. произн. "дубль"; "удвоения"), — в старинных сюитах повторения какой либо части сочинения в несколько измененном виде (с украшениями и… Подробнее


Dramma per musica

Dramma per musica, обычное итальянское название оперы, было с самого начала принято флорентинскими изобретателями Stile rappresentativo, для своих произведений…. Подробнее


Dur

Dur (отлат. durus — твердый), первоначально название угловатого, "твердого" B ( durum), в отличие от B круглого, "мягкого" (♭ molle, rotundum, срв. B); затем… Подробнее


Entrata

Entrata (ит.; франц. entrée [произн. антре] испан. entrada), вступление, введение, прелюдия; особенно-блестящее инструментальное вступление к старинным… Подробнее


F

F, 1) буквенное название шестого тона основной гаммы (см.) нашей музык. системы; буква F раньше всех других вошла в употребление в кач. ключа (clavis signata),… Подробнее


Forte

Forte (итал.), сокращенно f, сильно; fortissimo (ff), очень сильно; mezzoforte (mf), с средней силой; fortepiano (fp), сильно и тотчас вслед затем снова слабо; pf означает либо росо… Подробнее


G

G — буквенное наименование седьмого тона основной гаммы (см.) в нашей музык. системе; буква эта относится к числу ключевых, т.е. тех, которые ставятся… Подробнее


Gemshorn

Gemshorn (англ. Goat-horn), "серний рог" — открытый лабиальный голос в органе с сильно суживающимися кверху трубами, которые следует поэтому считать отчасти… Подробнее


Glee

Glee (произн. "гли") — английское название песни для нескольких (не менее трех) голосов-соло (обыкновенно мужских) a cappella. Слово G. происходит не от… Подробнее


Glissando

Glissando (ит. — "скользя"), также. glissato, glissicato, glissicando, 1) у струнных инструментов обозначает исполнение гладкое, скользящее (в пассажах), 2)… Подробнее


Handel and Haydn society

Handel and Haydn society ("Генделевское и Гайдновское общество") в Бостоне — самое большое концертное общество в Америке, основано в 1815 и с тех пор дает… Подробнее


Hemiolia

Hemiolia или hemiola (proportio hemiolia) назывались в мензуральной музыке группы черных нот, попадавшиеся изредка среди всюду употребительных в 15-м веке белых нотных… Подробнее


Hispaniae Schola Musicae sacrae

Hispaniae Schola Musicae sacrae (Памятники испанской церковной музыки 15—18-го веков), издание Фелине Педрелля (Барцелона у Pujol & Cº; Лейпциг Breitkopf & Härtel, 1893). Том I…. Подробнее


Hyper-

Hyper- — (греч.) над (hypererdiapente — верхняя квинта, hyperdiatessaron — верхняя кварта и т.д.): в греческой музыкальной системе прибавка эта иногда употреблялась для… Подробнее


Hypo-

Hypo- (греч.), под; Hypodiapente — нижняя квинта; Hypodiapason — нижняя октава и пр. Древнегреческие октавы, обозначенные приставкой hypo-, расположены всегда на квинту… Подробнее


i

i, буквенное название, которое дал Кирнбергер натуральной септиме (седьмому обертону), введенной им в виде опыта в композицию и нотное письмо. Мысль эта… Подробнее


Imperfectio

Imperfectio (лат. "несовершенство"), 1) двухдольная длительность ноты в мензуральной музыке (см.). Ноты считались здесь двудольными только после… Подробнее


Impromptu

Impromptu (француз., от латинского in promptu = "в готовности"), собственно то же что импровизация, экспромт. В новейшее время преимущественно употребляется… Подробнее


Integer valor

Integer valor (notarum), термин, обозначавший в мензуральной музыке обыкновенную (среднюю) продолжительность нотных длительностей, от которой зависел и средний… Подробнее


Inventionshorn

Inventionshorn. По описанию дрезденского придв. музыканта А. И. Гампеля (1753) это была усовершенствованная инструмент. мастером И. Вернером в Дрездене валторна,… Подробнее


Jahrbuch der Musikbibliothek Peters

Jahrbuch der Musikbibliothek Peters (Ежегодник музык. библиотеки Петерса), выходит с 1895 (за 1894) под ред. Эмиля Фогеля (см.), а с 1902 под ред. Р. Шварца и представляет собой… Подробнее


Justiniana

Justiniana (Giustiniana) [alla Napoletana], одна из форм многоголосной итальянской песни в эпоху 1500—1600 (срв. Frottola, Stramboto). В смысле мастерства музык. обработки J. стояла на… Подробнее


Key

Key (англ., произн. "ки", "ключ"); подобно латинскому clavis, слово это имеет разнообразные значения: клавиша (у фп., органа и пр.), клапан (у деревянных… Подробнее


Kreuzschule

Kreuzschule ("Крестовая школа") в Дрездене. Подобно званию кантора школы св. Фомы, звание кантора К. пользуется в истории музыки за последние 400 лет… Подробнее


Lai

Lai (франц., произн. лэ; англ. lay, — "песня"), первоначально так называлась действительно бретонская песня под арфу; позднее именем l. стали называть… Подробнее


Largo

Largo (ит., "широко"), самое медленное из всех обозначений темпа, дальние которого идет разве molto l., хотя в конце концов это последнее немногим… Подробнее


Legato

Legato (ligato; итал.), связно, т.е. без паузы между отдельными тонами. В пении l. достигается тем, что певец, не прерывая тока воздуха, идущего из легких, изменяет… Подробнее


M

M (m), 1) в композициях для органа обозначает, что надо играть на мануали (сокращение слова manualiter). 2) В фп-ных сочинениях является сокращением… Подробнее


Maggiore

Maggiore (итал., произн. "маджьоре"), буквально "больший"; отсюда — мажорный аккорд (аккорд с большой терцией — harmonia di terza m.), мажор, мажорный строй…. Подробнее


Magnificat

Magnificat составляет одно из трех Cantica majora (см.): славословие прев. девы Марии: "Magnificat anima mea dominum" ("Величит душа моя Господа"). М. поется в католической… Подробнее


Maitrise

Maîtrise (произн. "метриз") — так назывались во Франции до революции хоровые школы, существовавшие при многих крупных церквах; ученики М. помещались… Подробнее


Mi

Mi — сольмизационное название тона E; срв. Сольмизация и Мутация. По средневековой поговорке "Mi contra fa (тритон) diabolus in musica" — черт в музыке, т.е. самое… Подробнее


Minima

Minima (лат. и итал., англ. Minim), современная половинная нота, которая в прежние времена (к концу 13-го века) была наименьшей из употребительных нотных… Подробнее


Minore

Minore (итал. "меньший") — минор; словом этим обозначается как минорный аккорд (harmonia di terza m., т. е. аккорд, построенный на малой терции), так и минорный… Подробнее


Miserere

Miserere (Miserere mei deus, "Помилуй мя, Боже"), начало 50-го псалма, положенного на музыку множеством композиторов. С особой торжественностью поется М. в… Подробнее


Modus

Modus, 1), то же, что строй, лад, напр. M. lydius (лидийский лад, срв. Церковные лады); — 2) У старинных мензуральных теоретиков (12—13 века) — ритмическая… Подробнее


Moll

Moll. Латинское слово molle ("мягкое") употреблялось (впервые вероятно Одо из Клюньи в 10-м веке) для обозначения круглого В (♭, В molle) в… Подробнее


Musica

Musica, лат. (подразумев. ars), греч. μουσικὴ (подразумев. τεχνή), искусство муз, музыка. M. divina — божественная, т.е. церковная… Подробнее


Muta

Muta (лат., "перемени"), обычное обозначение в партиях литавр, валторн, труб и кларнетов, требующее перемены строя. Если, напр., литавры настроены в FC, то… Подробнее


Novellette

Novellette (новеллета) — название фп-ных пьес свободной формы с большим числом тем, впервые употребленное, кажется, Шуманом (op. 21); последний избрал это… Подробнее


O

O, 1) (итал.) "или", напр. per violino o flauto — для скрипки или флейты. 2) (лат.) Междометие "о!"; встречается специально в антифонах к Magnificat,… Подробнее


Ochetus

Ochetus (Hoquetus, Hocetus, Hocketus, Hocquetus), одна из самых старинных форм композиции, контрапунктическая забава и вместе с тем мучение для певцов, из которой, вероятно,… Подробнее


Op

Op., сокращение слова Opus (лат.), Opera (итал.) — "опус", произведение; композиторы имеют обыкновение обозначать свои произведения в хронологическом… Подробнее


Opéra français. Chefs d'oeuvres classiques de l'

Opéra français. Chefs d’oeuvres classiques de l’, выбор старинных опер и балетов (начиная с 1582): Божуайё, Камбера, Люлли, Кампра, Коласса, Детуша, Рамо, Филидора,… Подробнее


Ostinato

Ostinato (итал., от лат. obstinatus, "упрямый"), технический термин для обозначения упорного возвращения какой либо темы, с измененным каждый раз… Подробнее


P.

P, p., сокращение слова piano, реже — pedale (педаль, см.); pp, ppp, — "pianissimo", mp — "mezzopiano", fp — "fortepiano" (forte и тотчас piano), напротив pf — не "pianoforte", а poco… Подробнее


Paléographie musicale

Paléographie musicale, большое и широко задуманное издание, посвященное истории григорианского пения; оно возникло по мысли Дон-Андре Мокро́ (см.) 1889 и… Подробнее


Passamezzo

Passamezzo, старинный итальянский танец с четным тактовым размером, по "Orchesographio" Табуро — менее тяжеловесная и быстрее сигранная павана. Относительно… Подробнее


Passepied

Passepied (франц. [произн. пасспье], англ. paspy), старинный французский танец, по преданию ведущий свое происхождение из Бретани и введенный в балет при Людовике… Подробнее


Passion

Passion (Passio Domini nostri Jesu Christi; "Страсти Господни"). Драматические представления истории страданий Христа возникли около 8-го века, и сохранились по сие… Подробнее


Perfectio

Perfectio (лат.) — термин мензуральной музыки (см.); под ним подразумевались: 1) в 12—13-м веке длительность longa perfecta, соответствовавшая в то время… Подробнее


Pibrochs

Pibrochs (произн. "пайбрёк"; гаэлическое piobaireachd, "мелодия для дудки"), старинные шотландские музык. пьесы, вариации для волынки на известную тему… Подробнее


Piccolo

Piccolo (итал.), маленький. Flauto p., называемая также просто p. — маленькая флейта, октавная флейта, пикколо-флейта, пиккола, см. Флейта. Oboe piccola, обыкновенный… Подробнее


Pincé

Pincé (франц., произн. "пенсё"), 1) "ущемленный"; instruments à cordes pincées — струнные инструменты, на коих играют щипком (китара, ротта,… Подробнее


Pizzicato

Pizzicato (итал. "щипком"; то же, что по франц. pincé), зацепляя пальцами (струны у струнн. инструментов). Этот способ извлечения звуков свойствен главным… Подробнее


Plaga

Plaga proti, deuteri, triti, tetrardi (средневековая греко-латынь), то же что 2-й, 4-й, 6-й, 8-й церковные лады, срв. Церковные лады; понятие р. или plagis (испорченное plagius, греч…. Подробнее


Plain-chant

Plain-chant (франц., произн. плэн-шан), лат. cantus planus, англ. Plain-song (произн. плэн-сонг), то же что григорианское пение (planus, франц. plain = ровный, равномерный); название… Подробнее


Plica

Plica (лат. "складка"), один из важнейших знаков невменного письма (см.), обозначавший особый вид украшений, а именно вспомогательную ноту сверху или… Подробнее


Popular concerts (Monday and Saturday-)

Popular concerts (Monday and Saturday-) [произн. по́пьюлэр консертс] в Лондоне; народные (?!) понедельничные и субботние концерты; существуют с 1859. В начале программа их… Подробнее


Postludium

Postludium (лат.; нем. Nachspiel), называется в Западном богослужении органная пьеса, предназначаемая для исполнения по окончании богослужения, в то время когда… Подробнее


Primo

Primo (лат.), сокращенно I-mo — первый; tempo I-mo "первый (т.е. обозначенный вначале) темп"; p., secondo, — первая, вторая партия в пьесах для фп. в 4 руки, причем под… Подробнее


Prolatio

Prolatio (лат.) в мензуральной музыке (см.) называется: 1) вообще определение относительной длительности нот. Различали главным образом 4 вида p.,… Подробнее


Proprietas

Proprietas (лат.) — так назывался в лигатурах (см.) мензуральной музыки тот случай, когда начальная нота имела значение brevis. P. обозначалась в хоральном нотном… Подробнее


Quintus

Quintus или Quinta ("пятый, пятая"), "пятый голос" в пяти- и многоголосных композициях 16-го века, предназначенный в иных пьесах для сопрано, в других для… Подробнее


Quodlibet

Quodlibet (лат. "все, что угодно"; итал. Messanza, Mistichanza), — так назывались в 16—17-м веке пестрые вокальные композиции, в которых шуточным образом смешивались… Подробнее


Repercussa

Repercussa (подразум. vox; лат.), многократно повторяющийся тон; 1) обозначение Bivirga (Distropha) и Trivirga (Tristropha) невменного письма. 2) В григорианском пении… Подробнее


Res facta

Res facta ("сделанная вещь") — надпись, которая во времена импровизированного дисканта или контрапункта указывала на то, что движение голосов строго… Подробнее


Ricercar

Ricercar (итал., произн. ричеркар), Ricercare, Ricercata, старинное название инструментальных пьес свободного стиля (для лютни, фп.; органа), в особенности же органных… Подробнее


Ripieno

Ripieno (итал. "полно") — противоположность solo или obligato, и следовательно тождественно с tutti. "Рипиенными голосами" (Ripienstimmen) называются голоса… Подробнее


Rivista musicale italiana

Rivista musicale italiana, музыкально-научный журнал, выходящий 4 раза в год), издаваемый фирмой "Братья Бокка" в Турине с 1894, при участии наиболее выдающихся… Подробнее


Rohrflöte

Rohrflöte (нем.; франц. Flûte à cheminée, англ. Reed-flute), "полузакрытый" лабиальный голос в органе; бывает 8, 16 и 4 футов. Звук R. светлее чем у вполне… Подробнее


Rondellus

Rondellus, вероятно самая древняя форма строгой имитации, упоминаемая уже Франко в его Arscantus mensurabilis. Вальтер Одингтон определяет r. так: "si, quod unus cantat omnes per… Подробнее


S

S. — сокращение слова segno (знак); dal S. — от знака; al S. — до знака: . Буква s приставляется спереди к многим итальян. словам, причем не вносит существенного… Подробнее


Sammlung musikalischer Vorträge

Sammlung musikalischer Vorträge, "сборник музыкальных статей", издаваемый 1879—84 графом П. Вальдерзе у Брейткопфа и Гертеля в Лейпциге; состоит из 63 биографич…. Подробнее


Serenata

Serenata, название излюбленной в 18-м веке формы вокальной композиции. S. была очень близка к опере и в особенности к пасторали, но обыкновенно не… Подробнее


Sesquialtera

Sesquialtera (лат. "полтора"), отношение 3:2, а отсюда 1) латинское название квинты; 2) в кач. органного голоса под этим словом подразумевается… Подробнее


Sforzato

Sforzato (итал.), реже sforzando (сокращенно sf, sfz, иногда также fz [forzato] или для более сильных акцентов ffz, sffz), — сильно выделяя, — обозначение, относящееся всегда… Подробнее


Si

Si, 1) (итал.), частица, равнозначащая с немецким "man" или французским "on"; si replica "надо повторить", то же что da capo. 2) Название, данное… Подробнее


Signum

Signum (лат.), знак: s. divisionis, то же что punctum divisionis (см. Точка около ноты). S. augmentationis, см. Augmentatio. S. diminutions, см. Diminutio. Signa externa (indicialia) называются в мензуральной теории… Подробнее


Singakademie

Singakademie, берлинское хоровое общество, основанное 1790 и принявшее название S. вследствие того что об-ву был предоставлен для пения зал при академии. Вскоре… Подробнее


Stabat mater

Stabat mater, одна из немногих секвенций (см.), сохранившихся по сие время в католической церкви. На текст этот, сочиненный Якопоном (ум. 1306), композиторы… Подробнее


Systema

Systema, система; s. participatum, темперованная система (см. Темперация), В древнегреческой музык. теории s. назывался большой интервал, заполненный промежуточными… Подробнее


T

T в книгах голосовых партий означает "тенор". Буква t. обыкновенно служит сокращением слова tempo: a t. = a tempo (в прежнем [первом] темпе = tempo primo); напротив, t…. Подробнее


Technicon

Technicon (The Brotherhood), один из многочисленных механических аппаратов, назначение которых помочь развитию фп-ной (или скрипичной) техники; около 20 лет тому… Подробнее


Tedesca

Tedesca (итал., букв. "немецкая"), то же что аллеманда; в сборнике 4-гл сн. канцонетт op. Векки от 1600 г. находится напр. 5-глсная т. (с текстом), представляющая… Подробнее


Tempus

Tempus (лат., "время"), в более старинной мензуральной музыке — длительность ноты brevis, первоначальное счетное время, за которое в наст. время большей… Подробнее


Tertia

Tertia (лат., произн. терциа, "третья"), терция (см.). Органный голос Т. (Terz, Ditonus, Sesquiquarta [5⁄4] и пр.) представляет собой, как и все дополняющие голоса (см.),… Подробнее


Tonic-Solfa

Tonic-Solfa — широко распространенный в наст. время в Англии метод элементарного преподавания пения, который пользуется вместо нашего нотного письма особой… Подробнее


Trésor musical

Trésor musical, важное по значению большое собрание духовн. и светс. вокальных произведений 15-го и 16-го веков, издаваемое в партитуре Роб. ван Мальдегемом… Подробнее


Tripla

Tripla, одна из важнейших пропорций (см.) мензуральной музыки, обозначаемая цифрой 3 при темповом знаке или дробью . Обозначение Т. возводило совокупность… Подробнее


Villancicos

Villancicos (Vilhancicos, произн. "виллансикос") — испанские церковные песнопения на больших праздниках; их можно приравнять отчасти к английским антемам. V…. Подробнее


Villanella

Villanella (Canzone villanesca, Villota — букв. "уличная песня", соответствует немецкой "Gassenhawerlin"); так назывались ок. 1500 г. итальянские хоровые песни в более… Подробнее


Violetta

Violetta (ит. "маленькая виола") — название дискантовой виолы или различных виол маленького размера с 3 или 4 струнами, которые в большом количестве… Подробнее


Violone

Violone (-one итальянск. увеличительная форма. следовательно — "большая виола"), Contrabasso da viola (басовая виола да гамба, большая басовая скрипка, басовая… Подробнее


“Virginal-Book”

"Virginal-Book" — англ. (произн, вирджинэль-бук) название нескольких рукописных сборников самой старинной, преимущественно английской, фп-ной музыки… Подробнее


Vox

Vox (лат.; итал. — voce) — голос. V. humana (греч. Anthropoglossa "человеческий голос") — 8-футовый голос в органе, устраиваемый почти каждым органным мастером на… Подробнее


Абаза

Абаза, Аркадий Максимович, род. в 1848 в Суджанском у. Курской губ. Музыкальное образование получил в Харьковском музык. училище И. Р. М. О. и Спб…. Подробнее


Абако

Абако, (Evaristo Felice dall’ Abaco), род. в Вероне, прибыл в феврале 1704 в Мюнхен, где получил место придворного музыканта с 700 флор. жалованья и 100 фл. подъемных… Подробнее


Аббатини

Аббатини, Антонио Мариа, композитор Римской школы, род. в 1605 в Тиферно (Кастелло), умер в 1677 там же. В 1626 был капельмейстером при Латеранском соборе, после… Подробнее


Аббревиатуры

Аббревиатуры (сокращения) в большом числе употребляются как в самом нотописании, так и в сопровождающих его знаках исполнения. Самые употребительные… Подробнее


Абела

Абела (Abela), 1) Карл Готлоб, композитор вокальной музыки, род. 29 апр. 1803 в Борна в Саксонии, ум. 22 апр. 1841 кантором при "Francke-Stiftung" в Галле; написал… Подробнее


Абель

Абель, 1) Кламор Генрих, придворный музыкант Ганноверского герцога, издал в 1674—1677 г. три выпуска танцевальных сюит "Erstlinge musikalischer Blumen"… Подробнее


Аберт

Аберт, Иоганн Иосиф, род. 21 сент. 1832 в Коховице, в Богемии, мальчиком получил первое музыкальное образование, служа певчим в Гастдорфе и монастыре Лейпа;… Подробнее


Аблесимов

Аблесимов, Александр Онисимович, даровитый сатирик и драматург, род. около 1740, ум. в Москве в начале 1783. С 1758—1772 г. состоял на военной службе, а затем… Подробнее


Абос

Абос, Джироламо (также Avos; по Флоримо: Giuseppe d’Avossa), композитор Неаполитанской школы, род. в начале 18 столетия на Мальте, ум. в 1786 в Неаполе; ученик Лео и… Подробнее


Абсолютная музыка

Абсолютная музыка (т.е. музыка сама по себе, без отношения к другим искусствам или к каким либо вне ее лежащим объектам представления) есть термин,… Подробнее


Абт

Абт, Франц, род. 22 дек. 1819 в Эйленбурге, ум. 31 марта 1885 в Висбадене, учился в школе Св. Фомы в Лейпциге и должен был изучать богословие, но скоро перешел к… Подробнее


Августин

Августин, Аврелий, (Св. Августин, Sanct. Augustinus), отец церкви, род. 13 нояб. 354 г. в Тагасте в Нумидии, ум. 28 авг. 430 г. епископом г. Гиппо (теперь Бон в Алжире)…. Подробнее


Авлос

Авлос, (αυ̉λός) древнегреческий духовой инструмент, по-видимому похожий на забытую теперь, но повсеместно распространенную в… Подробнее


Агаццари

Агаццари, Агостино, род. 2 дек. 1578 в Сиене, ум. там же 10 апр. 1640; сначала был музыкантом при дворе императора Матвея, потом некоторое время капельмейстером… Подробнее


Агилар

Агилар (Aguilar), Эмануил А., род. 23 авг. 1824 в Клепгэме (Лондон), испанского происхождения; в 1848 выступил с успехом в качестве пианиста в Лейпцигском… Подробнее


Агогика

Агогика, учение о небольших изменениях, вводимых в темп при художественном исполнении (см. Rubato, Tempo rubato). Составитель этого лексикона в своей… Подробнее


Агостини

Агостини, 1) Людовик, род. 1534 г. в Ферраре, ум. 20 сент. 1590 там же в звании капельмейстера при дворе Альфонса II д’Эсте и соборного капельмейстера. А…. Подробнее


Агренев

Агренев (Славянский) Дмитрий Александрович, певец и дирижер известной "капеллы", род. 1838 г. Учился пению в Италии и Париже, затем в 60-х годах… Подробнее


Агрикола

Агрикола. 1) Александр, один из самых выдающихся композиторов 15-го века, по новейшим исследованиям (Ван-дер-Стратен), кажется немец, был долгое… Подробнее


Агте

Агте (Agthe), 1) Карл Христиан, род. 1762 в Геттстедте (Мансфельд), ум. 27 нояб. 1797 придворным органистом князя Бернбургского в Балленштедте; написал 5 опер,… Подробнее


Агуйяри

Агуйяри (Agujari), Лукреция, феноменальная певица, род. 1743 в Ферраре, ум. 18 мая 1783; известна под именем "La Bastardella" (она была побочной дочерью одного… Подробнее


Адам

Адам 1) Луи (Иоганн Людвиг), род. 3 дек. 1758 в Мюттерсгольце (Эльзас), происходил из немецкой семьи, ум. 11 апр. 1848 в Париже; отличный музыкант,… Подробнее


Адам-де-ля-Галь

Адам-де-ля-Галь (Adam de la Hâle или Halle), с прозвищем "le bossu d’Arras" (Арраский горбун), род. в 1240 в Аррасе, ум. в 1287 в Неаполе; в высшей степени замечательный… Подробнее


Адам фон Фульда

Адам фон Фульда, один из выдающихся немецких композиторов 15-г века, очень ценимый современниками; составитель интересного трактата по теории музыки… Подробнее


Адельбург

Адельбург, Август фон, скрипач, род. 1 нояб. 1830 в Константинополе, ум. (умалишенным) 20 окт. 1873 в Вене; готовился к дипломатической карьере, но уже с 1850—54… Подробнее


Адлер

Адлер, 1) Георг, венгерский композитор, род. в 1806 в Офене, хороший скрипач, пианист и учитель игры на этих инструментах; написал целый ряд… Подробнее


Адлунг

Адлунг (Аделунг), Яков, род. 14 янв. 1699 в Биндерслебене около Эрфурта, ум. 5 июля 1762 там же; изучал в Эрфурте и Иене филологию и богословие, но при этом… Подробнее


Азанчевский

Азанчевский, Михаил Павлович, род. в 1839 г. в Москве, ум. 12 янв. 1881 там же. Общее образование получил в школе гвардейских подпрапорщиков, затем поступил на… Подробнее


Азбука

Азбука начального учения простого нотного пения, содержащегося в цефаутном ключе — обыкновенно присоединяется к учебному обиходу церковного пения, но… Подробнее


Азеведо

Азеведо (Azevedo) Алексис Жакоб, французский музыкальный писатель, род. 18 марта 1813 в Бордо, ум. 21 дек. 1875 в Париже; сперва был сотрудником "France musicale" и… Подробнее


Азеев

Азеев, Евстафий Степанович, род. в 1851 г. в Киеве. В 1861 был принят в Императорскую певческую капеллу. Окончив курс, А. посвятил себя преподаванию пения,… Подробнее


Азиоли

Азиоли (Asioli) Бонифацио, род. 30 апр, 1769 в Корреджио, ум. 18 мая 1832 там же; невероятно рано начал сочинять музыку (говорят, что он 8-и лет написал уже 3 мессы, ряд… Подробнее


Айблингер

Айблингер, Иог. Каспар, род. 23 февр. 1779 в Вассербурге на Инне, ум. 6 мая 1867 в Мюнхене; получил музыкальное образование в Мюнхене и закончил его в 1802 у С. Майра… Подробнее


Айгнер

Айгнер, Энгельберт, род. 23 фев. 1798 в Вене, ум. после 1851; был некоторое время директором балета при Венской придворной опере (1835—37), в 1839 основал большой… Подробнее


Айхингер

Айхингер (Aichinger), Грегор A. А., род. около 1565 в Регенсбурге, ум. 21 янв. 1628 соборным хоровым викарием и каноником при церкви Св. Гертруды в Аугсбурге; учился в… Подробнее


Академия

Академия — так называлась площадь для прогулки в древних Афинах, на которой Платон обыкновенно беседовал с своими учениками; название это перешло к… Подробнее


Аккомпанимент

Аккомпанимент (фр. accompagnement (пр. —паньман), ит. accompagnamento, нем. Begleitung — "сопровождение"), так называется в пьесах с участием инструментов или голосов… Подробнее


Аккорд

Аккорд (от лат. chorda, струна), 1) одновременное соединение нескольких тонов различной высоты; главным образом следует различать: консонирующие и… Подробнее


Аккорд струн

Аккорд струн (набор с.), совокупность натянутых на струнном инструменте струн или набор всех струн, потребных для данного инструмента; так напр. полный а…. Подробнее


Аксенов

Аксенов, Семен Николаевич, род. около 1784, ум. в 1840-х годах в Москве, известный гитарист, ученик Сихры. Трудился вместе с своим учителем над… Подробнее


Акт

Акт (ит. Atto) — действие; обыкновенное название главных частей драматического произведения (драмы, оперы, балета), а также и оратории, хотя для последней… Подробнее


Акустика

Акустика (греч.), наука о слышимом, т.е. учение о природе звука, условиях его возникновения, способе и быстроте распространения, а также о конечном его… Подробнее


Акцент

Акцент, 1) выделение отдельных тонов или аккордов посредством более сильного ударения. Традиционное учение о метрике и ритмике причисляет к а-м… Подробнее


Аламбер

Аламбер (Jean le Rond d’Alembert), Жан ле-Рон д’, род. 16 ноября 1717 в Париже, ум. 29 окт. 1783 там же. Акустик, известный своим кратким и ясным изложением системы Рамо:… Подробнее


Алар

Алар (Alard), 1) Дельфин, скрипач, род. 8 марта 1815 в Байонне, ум. 22 февр. 1888 в Париже; учился в Парижской консерватории (у Габенека); в 1843—75 был профессором… Подробнее


Але

Але (Ahle), 1) Иог. Рудольф, род. 24 дек. 1625 в Мюльгаузене, ум. 8 июля 1673 там же; кантор церкви св. Андрея в Геттингене, 1654 органист церкви св. Блазиуса в… Подробнее


Александр

Александр (Светлаков), епископ Калужский, ум. 1895. Во время пребывания в Москве викарным епископом принимал деятельное участие в заботах общества… Подробнее


Александрова-Кочетова

Александрова-Кочетова, Александра Дормидонтовна, выдающаяся певица и преподавательница пения. Род. в 1833 в СПБ. Детство и юность провела в Берлине, где… Подробнее


Аленев

Аленев, Евгений Федорович, композитор, род. 5 ноября 1864 в Выборге. В 1880 поступил в СПБ. консерваторию, где по классу фортеп. игры был учеником Черни, а затем… Подробнее


Алессандри

Алессандри, Феличе, род. 1742 в Риме. образование получил в Неаполе; был сначала капельмейстером в Турине, затем долго путешествовал по разным городам, жил… Подробнее


Алессандро Романо

Алессандро Романо, прозванный "della Viola", певец папской капеллы около 1560, впоследствии сделался Оливетанским монахом; писал мотеты, мадригалы и пр., а… Подробнее


Алипиос

Алипиос (Alypios) греческий музыкальный писатель около 360 по Р. Х., сочинение которого "Введение к музыке" было перепечатано сначала Мёрсиусом… Подробнее


Аллачи

Аллачи (Allacci, Allatius), Лео, род. в 1586 на Хиосе от родителей греков, ум. 19 янв. 1669 в Риме; мальчиком прибыл в Калабрию, потом в Рим, где, после усердных занятий,… Подробнее


Аллегри

Аллегри, 1) Грегорио, род. 1584 в Риме, происходил из рода Корреджио; в 1600—1607 ученик Джов. М. Нанини, с 1629 певец в капелле папы, ум. 18 февр. 1652; написал… Подробнее


Аллеманда

Аллеманда (фр. allemande — "немецкий танец"), приблизительно с 1575 этим именем называется новый хороводный танец (получивший развитие в Германии), в… Подробнее


Аллеманов

Аллеманов, Дмитрий Васильевич, род. 1867 в г. Бузулуке (Самар. губ.); 1885 регент в г. Илецкой Защите, 1898 переселился в Москву, где занимался изучением… Подробнее


Аллен

Аллен, 1) Генри Робинзон, выдающийся английский оперный певец (бас), род. 1809 в Корке, ум. 27 нояб. 1876 в Гаммерсмите (Лондон), ученик Royal Academy of Music, писал… Подробнее


Аллилуиа

Аллилуиа (Hallelujah, Alleluia, сокращенно Aeuia), ликующее восклицание, выражающее хвалу Господу и перешедшее в христианскую церковь из храмовой музыки евреев (А…. Подробнее


Аллин

Аллин (Allihn), Генрих Макс, род. 31 авг. 1841 в Галле на З.; в 1876 сделался архидиаконом в Вейсенфельзе, в 1885 священником и окружным инспектором училищ в… Подробнее


Алоиз

Алоиз, Владислав Францович, виолончелист и композитор, род. в Праге в 1860, музыке учился в Пражской консерватории (1873—79, по классу виолончели у… Подробнее


Альбани

Альбани, 1) Матиас, — имя двух превосходных скрипичных мастеров (отец и сын). Старший, род. 1621 в Боцене, ученик Штейнера, ум. в Боцене 1673. Сын его… Подробнее


Альбенис

Альбенис (Albeniz), 1) Дон-Педро, испанский монах, род. 1755 в Бискайе, ум. 1821 в Сан-Себастиане; был капельмейстером собора в С. Себастиане и издал там в 1800… Подробнее


Альбер

Альбер (Albert), Евгений-Фрэнсис-Шарль д’, знаменитый пианист и талантливый композитор, род. 10 апр. 1864 в Глазго, сын музыканта и танцмейстера Шарля д’А.,… Подробнее


Альберт

Альберт, 1) Генрих, род. 8 июня 1604 в Лобешнтейне, в Фогтланде, ум. 6 окт. 1651 в Кенигсберге; кончил гимназию в Гера, в 1622 отправился в Дрезден к своему… Подробнее


Альберти

Альберти, 1) Иог.-Фридрих, род. 11 янв. 1642 в Теннинге (Шлезвиг), ум. 14 июня 1710; изучал сначала богословие, потом музыку, под руководством Вернера… Подробнее


Альбертини

Альбертини, 1) Джовакино, род 1751, ум. в апр. 1811 в Варшаве; капельмейстер польского короля в 1784, в свое время популярный композитор итальянских опер;… Подробнее


Альбони

Альбони, Мариэтта, знаменитое контральто, род. 10 марта 1823 в Цезене (Романья), ум. 22 июня 1894 в Виль-д’Авре около Парижа. Ученица г-жи Бертолотти и Россини… Подробнее