Р - С
Ренье А.
РЕНЬЕ Анри, де [Henri de Régnier, 1864—] — французский поэт и романист. Р. в семье мелкого чиновника. Окончив юридический факультет, собирался стать дипломатом, но, увлекшись поэзией, целиком посвятил себя лит-ой деятельности. С 1911 — член Французской академии.
Р. дебютировал как поэт, примкнув к группе символистов. Особенно сильное влияние испытал он вначале со стороны Малларме. Однако вскоре он занял в этой группировке довольно умеренную позицию, чуждаясь туманной вычурности, "магических формул" и других крайностей символизма. Почти с самого начала стихи Р. обнаружили его стремление к ясности и естественной пластичности образов. В предисловии к первому сборнику своих стихов "Les lendemains" (На завтра, 1885) Р. определяет свою задачу как "воскрешение прошлого, увековечение его мимолетных минут". Р. широко усвоил восходящую к Бодлеру идею "соответствий", существующих между вещами или рядами явлений жизни и природы. Но соответствия эти не имеют для него "таинственного" смысла и не уводят в какой-то "запредельный" мир, а имеют чувственно-материальный характер.
С 1900 Р. все более переходит к прозе. За самыми ранними рассказами его, выдержанными еще в символической манере и вошедшими в сборник "La canne de jaspe" (Яшмовая трость, 1897), последовал ряд романов. Вся поэзия Ренье, как и позднейшая его проза, проникнута ретроспективным эстетизмом и гедонизмом, окрашенным "сладкой меланхолией".
В своих произведениях Р. выступает как импрессионист с крайне незначительными элементами реализма. Основная тема его — любовь, для к-рой окружающая обстановка служит лишь декоративным и создающим настроение фоном. Герои Р. — обычно весьма состоятельные, праздные люди, часто без всякой профессии, все заботы и стремления к-рых относятся к области сердечных переживаний, подробнейшим образом анализируемых Ренье при полном отрыве их от окружающей жизненной обстановки. Холодный наблюдатель игры страстей в человеческом сердце, он считает, что назначение человека в том, чтобы наслаждаться мимолетными чувственными радостями жизни — грезить, любить, страдать и гибнуть, не задаваясь вопросом о причинах и смысле происходящего с ним. Его герои целиком отдаются пассивному созерцанию и самоанализу. Этот последовательный аморализм (связанный с эпикурейской безрелигиозностью) и фатализм выражаются в полном обходе Ренье всяких социальных и нравственных проблем.
Цель искусства для Р. — занимательность и развлечение. Он достигает этого не сложной фабулой или живым действием, а психологическими тонкостями, "причудливым" и "своеобразным". Поэтому он чрезвычайно любит изображать всякого рода чудаков и маниаков. Все изображаемое им крайне опоэтизировано: бытовые подробности обходятся, уродливое подается в плане пикантного гротеска, эротика (иногда очень острая) "изящно завуалирована". Ренье — выдающийся стилист, мастер характеристик и описаний. Но это искусство его, по указанным причинам, необыкновенно ограничено.
Несмотря на показную аполитичность Р. и его равнодушие к общественным вопросам, классовые позиции его очевидны. Низшие классы общества у него совершенно не фигурируют. Он исполнен также "великолепного" презрения к буржуазному строю жизни и к "мещанской" психологии. Положительные образы его почти сплошь принадлежат к аристократии, ведущей паразитарное существование. Однако заключить из этого о чисто феодальной идеологии Ренье было бы неправильно. В группе своих исторических романов, посвященных французским XVII и XVIII вв. (эпоха, отлично изученная Р.), он ярко вскрывает все гнетущее беззаконие и бесчеловечность старого режима — "Le bon plaisir" (По прихоти короля, 1902), "Les rencontres de M. de Bréot" (Встречи г-на де Брео, 1904), "La pécheresse" (Грешница, 1920). A в романах из современной жизни у него часто изображены в комическом или прямо отталкивающем виде старые аристократические замашки, смешные в наше время — "Les vacances d’un jeune homme sage" (Каникулы скромного молодого человека, 1903), "Le mariage de minuit" (Полуночная свадьба, 1903), "Le divertissement provincial" (Провинциальное развлечение, 1925). Р. — идеолог тех слоев буржуазии, к-рые, оторвавшись от жизни и чувствуя свою обреченность, ищут утешения в бесперспективном и индиферентном ко всему гедонизме.
За последние 10 лет творчество Р. совершенно иссякло. Им было выпущено лишь несколько книжек импрессионистических и довольно бесцветных характеристик и воспоминаний ("Nos rencontres", 1931, "De mon temps", 1933, и т. д.).
Библиография: I. "Œuvres" Ренье выходят в 1913 в изд-ве "Mercure de France", в 1931 вышел 7-й т. "Œuvre romanesque", 1-re série, 6 vv., вышло в 1929 в изд-ве "Trianon". Кроме указанного в тексте: Poèmes anciens et romanesques, 1890; Les jeux rustiques et divins, 1897; Les médailles d’argile, 1900; Les amants singuliers, 1901; La double maîtresse, 1900; La Cité des eaux, 1902; Le passé vivant, 1905; La sandale ailée, 1906; La peur de l’amour, 1907; Couleur du temps, 1909; Le miroir des heures, 1910; L’Amphisbène, 1912; Le plateau de laque, 1913; La Flambée, 1909 (русск. перев.: Первая страсть, 1913); Romaine Mirmault, 1914; L’illusion héroïque de Tito Bassi, 1916; Histoires incertaines, 1920; Proses datées, 1925; Baudelaire et "Les Fleurs du mal", 1925; L’escapade, 1926; Vues, 1926; L’Altona ou la vie venitienne, 1919—1924, 2 vv., 1928; Casanova chez Voltaire, 1929; Supplément aux lettres du président de Brosses, 1929; Le vrai bonheur ou les amantes de Strésa, 1929; Escales en Méditerranée, 1931; Lettres diverses et curieuses écrites par plusieurs à l’un d’entre eux, 1933, и др.; Собр. сочин. под ред. М. Кузмина, А. Смирнова и Ф. Сологуба, 19 тт., изд. "Academia", Л., 1924—1927 (только беллетристические произведения).
II. Gourmont J., de, H. de Régnier et son œuvre, P., 1908; Berton H., H. de Régnier, le poète et le romancier, P., 1910; Honnert R., H. de Régnier, P., 1923; Венгерова З., Литературные характеристики, кн. II, СПБ, 1905; Гурмон Р., Книга масок, СПБ, 1913; Грифцов Б., Последний поэт, "София", 1914, V; Волошин М., Анри де Ренье, в сб. "Лики творчества", кн. I, СПБ, 1914; Смирнов А. А., Анри де Ренье, романист и рассказчик, Л., 1926.
А. Смирнов
Другие люди и понятия:
РЕНЬЕ Матюрен [Mathurin Régnier, 1573—1613] — французский поэт-сатирик. Сын зажиточного буржуа из Шартра; служил в свите французского посольства в Риме; вернувшись во Францию, получил доступ ко двору. В…
РЕНЬЯР Жан Франсуа [Jean François Regnard, 1655—1709] — французский комедиограф, ближайший преемник Мольера. Р. в Париже в семье богатого торговца. В молодости много путешествовал. Вел рассеянную…
РЕПИДЕ Педро, де [Pedro de Répide, 1882—] — современный испанский писатель, публицист, беллетрист и драматург. Занимает в течение многих лет должность историографа Мадрида при местном…