Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

А - Б

К оглавлению

Аполлинэр

АполлинэрАПОЛЛИНЭР Гильом [Guillaume Apollinaire, 1881–1918] — псевдоним Вильгельма Аполлинария Костровецкого, французского поэта и критика. А., в начале своей лит-ой карьеры стоявший близко к представителям французского символизма, впоследствии один из крупных представителей левого искусства во Франции, примкнул к кубистам и футуристам. Подобно многим буржуазным революционерам в искусстве, А. был чрезвычайно неустойчив и беспринципен в своих политических взглядах. Поэт, к-рого считали эстетическим террористом, способным разрушать музеи и даже — похищать памятники искусства (в 1911 А. был арестован по нелепейшему обвинению в краже "Джиоконды"), поэт, написавший: "Люди будущего, помните обо мне — я жил в эпоху, когда кончались короли", издевавшийся над буржуазной публикой (постановка драмы А. "Сосцы Тирезия", вызвавшей возмущение зрителей), в то же время всячески старался демонстрировать свою благонадежность и добивался ордена Почетного легиона. Эта неустойчивость привела к тому, что во время войны А., некогда осмеивавший военщину, обратил свои футуристские лозунги бодрости и борьбы со "старьем и рутиной" на служение империализму, требуя не только победы над Германией, но и "возмещений". Нужно отметить, что этот патриотический подъем сопровождался, по словам биографа А. — Ф. Супо, — "психической растерянностью" и упадком творческих сил. В период расцвета А. был активным деятелем не только в области лит-ры, но и в области живописи, со многими представителями к-рой (Пикассо, Анри Руссо) он был близок. А., изложивший в своей книге "Живописцы-кубисты" [1912] принципы живописного кубизма, сам испытал на себе влияние этой школы и пытался перенести ее приемы на искусство слова. Не довольствуясь нарушением канона в области синтаксиса, метра и словаря, А. изгоняет из своих стихов пунктуацию, прибегает к типографским ухищрениям и др. приемам, цель к-рых — дать в поэзии присущее живописному кубизму многопланное ощущение объекта. Таковы "каллиграммы" и "идеограммы" А., в к-рых он стремится сделать стихи выразительными не только поэтически, но и графически. Лучшие книги А. ("Alcools", "Calligrammes") обнаруживают подлинного лирического поэта с некоторой склонностью к сатире. А. обладал значительной, характерной для ученика символистов эрудицией, к к-рой несколько иронически относились его левые друзья и враги, считавшие ее одной из причин "рассудочности" А.
От шаблонного футуризма А., испытавшего на себе влияние не только Рембо (см.), но и Гейне (см.) и Бодлера (см.), отличает его связь с лит-рой прошлого. Даже своими каллиграммами и идеограммами А. обязан не только новаторским тенденциям, но и знакомству с поэзией александрийцев. А. оказал значительное влияние на новейшую французскую поэзию вплоть до последних ее представителей — сверхреалистов (см.), к-рые не только самое название своей школы, но и принцип "сверхреалистской" импровизации заимствовали у А.

 Библиография:  I. Важнейший произведения: сборн. стихов — "Алкоголь" (Alcools), 1913; "Каллиграммы" (Calligrammes), 1918; "Имеется" (Il y a), 1924; романы и новеллы — "Разлагающийся чарователь" (L’enchanteur pourrissant), P., 1921; "Ересиарк и К-о" (L’Hérésiarque et C-ie), P., 1922; "Убийство поэта" (Le poète assassiné), P., 1927, и др.
II. Эфрос А., Три силуэта, "Современный Запад", № 4, П. — М., 1923; Эйхенгольц М., Современная французская поэзия, "Печать и революция", № 4, М., 1924; Lalou René, Histoire de la littérature française contemporaine, P., 1922; Duhamel G., Les poètes et la poésie, P., 1922; Billy A., A. vivant, P., 1923; спец. номер журн. "Esprit Nouveau", окт., P., 1924; Soupault Ph., G. A. ou Reflets de L’incendie, Marseille, 1927.
Б. Песис

Другие люди и понятия:

Аполлон [греческий бог]

Аполлон [греческий бог]АПОЛЛОН — греческий бог, сын Зевса и Лето (Латоны), первоначально повидимому малоазиатское божество. Основной функцией А. является "ведовство", "знахарство", выражающееся в… Полная информация

Аполлон [журнал]

Аполлон [журнал]"АПОЛЛОН" — художественно-литературный журнал, выходивший в Петербурге с октября 1909 по 1917, по 10 книг в год (в 1909–1910 вышли №№ 1–12). Редактором был Сергей Маковский (лишь в 1911 и 1912, до… Полная информация

Апология

АпологияАПОЛОГИЯ — речь или письменное произведение, направленное к оправданию или защите кого- или чего-либо; таковы напр. Платоновская "А. Сократа" (оправдательная речь Сократа перед судом),… Полная информация