Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

А - Б

К оглавлению

Апокрифы

АпокрифыАПОКРИФЫ — название, применяемое к большой группе лит-ых памятников, связанных тематически с канонизированной религиозной литературой, частью христианской, частью возникшей до христианской эры. Название А. имеет в виду формальный признак их запретности как произведений, развивающих взгляды, противоположные писаниям, одобренным церковью к обращению между верующими. На принадлежность текста к А. указывает так наз. "индекс книг ложных", особый перечень, известный в средневековой европейской письменности на разных яз., под разными названиями и в различных вариациях. Первоначально βιβλος αποκρυφος обозначало книгу, мало доступную непосвященным, "сокровенную" по своему внутреннему смыслу; изменилось значение данного понятия в первые века христ. эры, когда "αποκρυφα" стали перетолковываться и редактироваться еретиками и когда в противовес этому начал складываться официальный канон книг. Произведения апокрифической лит-ры, при большом разнообразии ("евангелия", "деяния апостольские", "апокалипсисы", "откровения", "сказания о ветхозаветных лицах и событиях", "жития-мучения", "сказания о днях недели", "гадания") отличаются обилием вымысла и часто — там, где они не носят, как в категории "гаданий", узкопрактического характера — высокой поэтичностью. Отсюда понятна популярность А. особенно в народной среде, по-своему претворявшей рассказ, к-рым потребность образного мышления удовлетворялась гораздо полнее, чем официальной церковной письменностью. На Русь, помимо переводов почти исключительно с греческого, получаемых по большей части готовыми со славянского юга, апокрифология проникала и устным путем, распространяясь паломниками, ходившими в Палестину. Обильную апокрифическую легенду можно найти уже в древнейшем из имеющихся русских "хождений" — игумена Даниила, а ее действие на туземное творчество вскрывается по отражениям в духовном стихе и в церковной живописи. Идейная сущность легенды в процессе популяризации не осознавалась, будучи заслонена наивно воспринимаемой фабулой. Так обстоит дело не только по отношению к А., старого греческого их запаса, но и по отношению к компиляциям, составленным на славянской почве и появившимся в связи с богомильством (обширное народное движение; началось в Болгарии в X в.; признает два начала мирового порядка — доброе и злое, причем к злому относит все вещественное; проповедует аскетизм и анархию; родственно зап.-европейским средневековым движениям альбигойцев, катаров и др.). Индекс, перешедший на Русь также со славянского юга, упоминает "болгарские басни", но воздействие этих "басен", т. е. ложных, вымышленных писаний, помимо лит-ого, сказывалось разве лишь на поддержании суеверий, без перехода в какую-либо систему исповедания. Благочестивое по фабуле содержание большинства А. вместе с их ролью народной библии вело к тому, что они свободно обращались к письменности, хотя и церковнической; есть случаи, когда сами иерархи опираются на апокрифологию (напр. Василий Калика в "Послании о земном рае", между 1344–1352) или, не узнав в памятнике А., включают его в состав одобряемого церковью чтения (великие Минеи-Четьи митр. Макария, вторая четверть XVI в.). Резко отрицательное к себе отношение вызывал особо стоящий и сравнительно поздний по появлению в индексе отдел гадательных книг — близкий к бытовой практике, а с конца XV в. сделавшийся очагом русского еретического суеверия и оппозиционного церкви мышления. Поэтому и дополнялась русская "статья о книгах ложных" (индексы Стоглава, Кирилловой книги) гл. обр. руководствами по гаданию и волшебству. О содержании А. можно судить из следующего краткого перечня, с подразделением на группы: а) тексты, дополняющие Библию: об Адаме, Енохе, Ламихе, Аврааме, Иосифе, Соломоне (сюжеты ветхозаветные); евангелия Иакова, Фомы ("детства Христова"), Никодима ("страстей Христовых"), деяния апостольские — Фомы, Андрея, Петра и Павла, Павла и Феклы, и др. легендарные сказания о Христе; прения Христа с диаволом (сюжеты новозаветные); б) тексты типа житий-мучений: Георгия Победоносца, Феодора Тирона, Кирика и Улиты, Никиты; в) сказания о рае: легенды о Макарии, Зосиме, Агапии; г) вопросо-ответы-загадки: "Беседа трех святителей"; д) тексты эсхатологического характера: "Плач Иеремии", "Откровения" Баруха, Исайи, апостола Павла, Иоанну Богослову на горе Фаворской, Мефодия Патарского, Хождение богородицы по мукам, Вопросы Авраама о праведных душах, Иоанна Богослова на горе Елеонской.

 Библиография:  Веселовский А. Н., Опыты по истории развития христианской легенды, журн. МНП., СПБ., 1875, IV; 1876, II, III, IV, VI; 1877, II, VI; Тихонравов Н. С., Отреченные книги древней России, Сочин., т. I, М., 1898; Сперанский М. Н., История древнерусской лит-ры, М., 1920; Jagič U., Die christlich-mythologische Schicht in der russischen Volksepik, "Arch. für slav. Philol.", B. I, H. I, Berlin, 1875.
А. Д. Седельников

Другие люди и понятия:

Аполлинэр

АполлинэрАПОЛЛИНЭР Гильом [Guillaume Apollinaire, 1881–1918] — псевдоним Вильгельма Аполлинария Костровецкого, французского поэта и критика. А., в начале своей лит-ой карьеры стоявший близко к представителям… Полная информация

Аполлон [греческий бог]

Аполлон [греческий бог]АПОЛЛОН — греческий бог, сын Зевса и Лето (Латоны), первоначально повидимому малоазиатское божество. Основной функцией А. является "ведовство", "знахарство", выражающееся в… Полная информация

Аполлон [журнал]

Аполлон [журнал]"АПОЛЛОН" — художественно-литературный журнал, выходивший в Петербурге с октября 1909 по 1917, по 10 книг в год (в 1909–1910 вышли №№ 1–12). Редактором был Сергей Маковский (лишь в 1911 и 1912, до… Полная информация